СМЫСЛ ЖИЗНИ
Научно-образовательный школьный проект «Смысл жизни»
С наступлением подростково-юношеского возраста многие ребята начинают задумываться: зачем я живу в этом мире? Что есть моя жизнь? Какими важными событиями я могу ее наполнить, чтобы потом не сожалеть о несделанном? Остро встает вопрос о целях в жизни, выборе жизненных ценностей. Но, к сожалению, у молодого человека еще отсутствует необходимый жизненный опыт для того, чтобы делать самостоятельные правильные выборы.
На базе нашей школы появилась возможность осуществить научно-образовательный проект по теме поиска подростком смысла жизни, построения собственного будущего. Для реализации задуманного в первую очередь необходимо было определиться с группой старшеклассников, кому пришлась бы данная работа по душе.
Когда исследовательская группа была сформирована, несколько занятий были посвящены тому, чтобы ввести подростков 14-16 лет в «пространство» темы, которую предстояло изучить. Для этого им было предложены для обсуждения высказывания о смысле жизни ученых и писателей прошлого и современности. Затем каждый из старшеклассников выбрал «свою» тему из предложенного перечня для проведения теоретического и практического исследования (например, «общение и смысл жизни», «профессия и смысл жизни», «семья и дети как смысл жизни» и т.п.). Чтение, конспективное изложение прочитанного, анализ и фиксация собственного мнения осуществлялись на первом этапе индивидуальной работы. Каждый из подростков был ориентирован на прочтение отдельных глав 3-4 книг по избранной теме. Как оказалось, такая работа была затруднительна как минимум по двум причинам. Во-первых, конспектировать литературу, особенного научной направленности, в таких объемах ребятам, по-видимому, еще не приходилось; во-вторых, плохо был развит навык работы с компьютером (печать, оформление текста). На этом этапе основная задача выдвигалась призвать ребят к прочтению материалов, выделению существенного по теме, написанию эссе.
На втором этапе ребятам нужно было создать авторскую анкету, опросить по анкете испытуемых, записать результаты опроса в таблицу, проанализировать их и сделать выводы. Самым сложным, как того и следовало ожидать, было осуществить анализ ответов опрошенных и интерпретировать данные. Несмотря на полученные знания из прочитанной литературы, для обоснования результатов эти знаний явно не хватало. Поэтому ребята помогали друг другу, включались в групповое обсуждение частных вопросов.
В итоге работа с научной литературой, беседы по теме построения собственного будущего позволили Евгении Сениной (9 кл.) и Дине Радюшиной (10 кл.) выступить с докладами на молодежной секции XIX Симпозиума «Смысл жизни и акме» в Психологическом институте РАО 17 апреля 2014 года. Выступающие говорили о качествах, которые необходимы человеку в его будущей жизни, чтобы получить профессию и найти хорошую работу, создать семью, обрести уверенность в себе, добиться успеха в жизни.
Третий этап школьного проекта – это постановка небольшого спектакля, основанного на биографических сведениях о Л.Н. Толстом и Ф.М. Достоевском из их писем, дневников, а также с включением в сценарий цитат философов, психологов и литературоведов по теме смысла жизни. Ребятам были предложены два сценария – образовательный, расширенный – для чтения и сценарий для постановки. В оба сценария включены многочисленные высказывания писателей и ученых, обращавшихся к проблеме смысла жизни.
Репетиции и подготовка к инсценировке, конечно же, «оживили» проект, поскольку такой род деятельности вальдорфским детям более знаком, чем проведение научного исследования. Радостно было за Дину Радюшину и Женю Сенину (общение с ними в рамках проекта послужило импульсом к написанию и реализации сценария), которым представилась возможность сыграть роли Достоевского и Толстого. К сожалению, ни сил, ни времени не хватило на постановку всего спектакля, поэтому зрители увидели только 2-ю сцену.
На этом этапе проекта преследовалась определенная цель – донести до сознания ребят идею о понимании смысла жизни человеком, живущим во второй половине XIX века (на примере жизнетворчества писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого), заключающуюся в «бессмертии души человеческой», т.е. трансцендентной (за пределами) стороне человеческой жизни. Советский период развития лишил наше общество смысложизненного «стержня», главной опоры жизни всего человечества на протяжении веков и тысячелетий – божественной веры, провозгласив превосходство материальных ценностей над духовными. Обращаясь к жизнетворчеству писателей, также предполагалось, что пример творческих личностей позволит ребятам переосмыслить прожитый период жизни, определиться в собственном настоящем и будущем.
Защита школьного проекта позади. За плечами большая продолжительная работа, которая позволила ребятам соприкоснуться с ранее незнакомым – с литературой, затрагивающей глубинные основы жизни как отдельного человека, так и всего человечества. Взгляд в далекое прошлое, осмысление высказываний разных ученых, переживание чувств писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского могут послужить отправной точкой в познании подростком себя, в построении собственного будущего.
Научно-исследовательский проект Александры Ломовой «Общение и смысл жизни подростка»
Научно-исследовательский проект Виктории Воробьевой «Любовь и смысл жизни»
Научно-исследовательский проект Дины Радюшиной «Семья и дети как смысл жизни» (теоретический анализ)
Научно-исследовательский проект Сениной Евгении «Выбор профессии как смысложизненный выбор молодежи»
Научно-исследовательский проект Николая Гарбара «Творчество и смысл жизни в подростково-юношеском возрасте»
Взаимосвязь понятий «счастье» и «смысл жизни» эссе Озерицкой Арины
«Понимание смысла жизни Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским» сценарий
«Я люблю тебя, жизнь!» текст песни
«Я смысл этой жизни вижу в том…» тест песни