RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Научно-образовательный школьный проект «Смысл жизни»

С наступлением подростково-юношеского возраста многие ребята  начинают задумываться: зачем я живу в этом мире? Что есть моя жизнь? Какими важными событиями я могу ее наполнить, чтобы потом не сожалеть о несделанном? Остро встает вопрос о целях в жизни, выборе жизненных ценностей. Но, к сожалению, у молодого человека еще отсутствует необходимый жизненный опыт для того, чтобы делать самостоятельные правильные выборы.
На базе нашей школы появилась возможность осуществить научно-образовательный проект по теме поиска подростком смысла жизни, построения собственного будущего. Для реализации задуманного в первую очередь необходимо было определиться с группой старшеклассников, кому пришлась бы данная работа по душе.
Когда исследовательская группа была сформирована, несколько занятий были посвящены тому, чтобы ввести подростков 14-16 лет в «пространство» темы, которую предстояло изучить. Для этого им было предложены для обсуждения высказывания о смысле жизни ученых и писателей прошлого и современности. Затем каждый из старшеклассников выбрал «свою» тему из предложенного перечня для проведения теоретического и практического исследования (например, «общение и смысл жизни», «профессия и смысл жизни», «семья и дети как смысл жизни» и т.п.). Чтение, конспективное изложение прочитанного, анализ и фиксация собственного мнения осуществлялись на первом этапе индивидуальной работы. Каждый из подростков был ориентирован на прочтение отдельных глав 3-4 книг по избранной теме. Как оказалось, такая работа была затруднительна как минимум по двум причинам. Во-первых, конспектировать литературу, особенного научной направленности, в таких объемах ребятам, по-видимому, еще не приходилось; во-вторых, плохо был развит навык работы с компьютером (печать, оформление текста). На этом этапе основная задача выдвигалась призвать ребят к прочтению материалов, выделению существенного по теме, написанию эссе.  
На втором этапе ребятам нужно было создать авторскую анкету, опросить по анкете испытуемых, записать результаты опроса в таблицу, проанализировать их и сделать выводы. Самым сложным, как того и следовало ожидать, было осуществить анализ ответов опрошенных и интерпретировать данные. Несмотря на полученные знания из прочитанной литературы, для обоснования результатов эти знаний явно не хватало. Поэтому ребята помогали друг другу, включались в групповое обсуждение частных вопросов.
В итоге работа с научной литературой, беседы по теме построения собственного будущего позволили Евгении Сениной (9 кл.) и Дине Радюшиной (10 кл.) выступить с докладами на молодежной секции XIX Симпозиума «Смысл жизни и акме» в Психологическом институте РАО 17 апреля 2014 года. Выступающие говорили о качествах, которые необходимы человеку в его будущей жизни, чтобы получить профессию и найти хорошую работу, создать семью, обрести уверенность в себе, добиться успеха в жизни.
Третий этап школьного проекта – это постановка небольшого спектакля, основанного на биографических сведениях о Л.Н. Толстом и Ф.М. Достоевском из их писем, дневников, а также с включением в сценарий цитат философов, психологов и литературоведов по теме смысла жизни. Ребятам были предложены два сценария – образовательный, расширенный – для чтения и сценарий для постановки. В оба сценария включены многочисленные высказывания писателей и ученых, обращавшихся к проблеме смысла жизни.
Репетиции и подготовка к инсценировке, конечно же, «оживили» проект, поскольку такой род деятельности вальдорфским детям более знаком, чем проведение научного исследования. Радостно было за Дину Радюшину и Женю Сенину (общение с ними в рамках проекта послужило импульсом к написанию и реализации сценария), которым представилась возможность сыграть роли Достоевского и Толстого. К сожалению, ни сил, ни времени не хватило на постановку всего спектакля, поэтому зрители увидели только 2-ю сцену.  
На этом этапе проекта преследовалась определенная цель – донести до сознания ребят идею о понимании смысла жизни человеком, живущим во второй половине XIX века (на примере жизнетворчества  писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого), заключающуюся в «бессмертии души человеческой», т.е. трансцендентной (за пределами) стороне человеческой жизни. Советский период развития лишил наше общество смысложизненного «стержня», главной опоры жизни всего человечества на протяжении веков и тысячелетий –  божественной веры, провозгласив превосходство материальных ценностей над духовными. Обращаясь к жизнетворчеству писателей, также предполагалось, что пример творческих личностей позволит ребятам переосмыслить прожитый период жизни, определиться в собственном настоящем и будущем.
Защита школьного проекта позади. За плечами большая продолжительная работа, которая позволила ребятам соприкоснуться с ранее незнакомым – с литературой, затрагивающей глубинные основы жизни как отдельного человека, так и всего человечества. Взгляд в далекое прошлое, осмысление высказываний разных ученых, переживание чувств писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского могут послужить отправной точкой в познании подростком себя, в построении собственного будущего.

Научно-исследовательский  проект Александры Ломовой «Общение и смысл жизни подростка»
Научно-исследовательский проект Виктории Воробьевой «Любовь и смысл жизни»
Научно-исследовательский  проект Дины Радюшиной «Семья и дети как смысл жизни» (теоретический анализ)
Научно-исследовательский  проект Сениной Евгении «Выбор профессии как смысложизненный выбор молодежи»
Научно-исследовательский  проект Николая Гарбара «Творчество и смысл жизни в подростково-юношеском возрасте»
Взаимосвязь понятий «счастье» и «смысл жизни» эссе Озерицкой Арины 

«Понимание смысла жизни Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским» сценарий
«Я люблю тебя, жизнь!» текст песни
«Я смысл этой жизни вижу в том…» тест песни




                                     




Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35