Проекты
В школе действует система проектной деятельности, которая охватывает все возрастные ступени обучения. Проектная деятельность имеет системный характер, для ее организации в школе созданы необходимые условия, которые учитывают уклад школы, включают взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Цели проектной деятельности — формирование компетенций (предпрофессиональных, социальных, управленческих), овладение новыми видами деятельности (исследовательской, планирование, выбор, самоопределение, получение опыта, расширение кругозора (предметного, научного, социального, культурного), получение опыта (работа на результат, определение целей и задач, самоконтроль).
Содержание проектов дополняет и углубляет базовый компонент образования, нацелено на развитие интереса к предмету, самостоятельности и ответственности. Проектная деятельность имеет свою специфику в зависимости от ступени обучения: начальная школа — формирование проектной культуры и эстетики проектной деятельности, средняя школа — подростки —технология и смысл проектной деятельности, старшая школа — профессионализация.
При этом важной чертой проектной формы организации образовательного процесса является нацеленность проекта на достижение некоторого законченного практического результата, который представляется в какой-либо форме — игра, видеофильм, спектакль, конференция, доклад, отчет, реклама, соревнование, экскурсия.
Концепция проектной деятельности учитывает возрастные особенности учащихся. У первоклассников — переход от игровой деятельности к учебной, у девятиклассников – прогнозирование будущего, поиск идеалов, ориентация в мире профессий.
Она согласуется с темой года: первый класс — сказки, третий класс — ремесла, пятый класс — Древний мир, седьмой класс - великие географические открытия.
Направлена на развитие базовых компетенций: первый класс — умение работать с художественным текстом, второй класс — умение работать с художественным текстом на иностранном языке, третий класс — компетенции в общении — порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, ценности культуры, производства, собственной страны, совместное публичное выступление, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, языковое и речевое развитие, умение коммуницировать внутри класса, четвертый класс — умение описывать технологический процесс, поиск информации, обработка информации, готовность заниматься общественным планированием, девятый класс — социальные компетенции, знание прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, гражданский долг.
Концепция проектной деятельности опирается на предметные области с первого по пятый класс. Первый класс — чтение, второй класс — иностранный язык, третий, четвертый класс — окружающий мир, пятый класс — история. Межпредметные области с шестого по восьмой класс, интеграция предметных областей девятый-десятый классы.
Задачи проектной деятельности также меняются в зависимости от класса. Для первоклассников — создание общности класса, у третьеклассников — умение описывать технологический процесс, организовывать поиск и обработку информации, готовность заниматься общественным планированием. В четвертом классе — знакомство с историей и культурой родного города, в шестом классе — осуществление осознанного выбора, приобретение опыта самостоятельной работы внутри группы, в седьмом классе — исследование окружающей среды, умение составлять реферат и защищать его перед классом, пользоваться приборами для исследования.
Различаются по форме: первый класс - групповая, постановка спектакля, второй класс - постановка сценок по мотивам литературных произведений для детей на английском языке, четвертый класс - индивидуально-групповая, пятый класс – классный проект «Олимпийские игры» (музыкально-сценические постановки, подготовка спортивного инвентаря, костюмов, изучение танцев, музыки), используя различные внешние связи (музеи, экскурсионные программы, сотрудничество с другими школами).
Продукты проектной деятельности: первый класс — спектакль, третий класс — предметы быта, шестой класс — геометрический календарь, в зависимости от предметной области: план местности — глазомерная и шагомерная съемка на полигоне в масштабе 1:500, дневник наблюдения — прорастание семян, с последующей высадкой рассады на пришкольном участке, квадрант для измерения широты местности по полярной звезде, макет движения зодиакального круга по небосводу.
С восьмого по десятый класс групповые проекты осуществляются в разновозрастных группах. Результаты проектной деятельности представляются два раза в год на школьном Фестивале групповых проектов. В 2011-2012 учебном году учебном году в рамках Фестиваля защищались проекты следующей тематической направленности: “Несвободные страны современного мира”, “Война 1812 года в письмах очевидцев событий”, “Дизайн и реклама: фотокалендарь”, “Оптические иллюзии”, “Мультфильмы”, “Живопись”, “Эпоха Возрождения”, “Предметы интерьера”, “Здоровье школьника”.
В одиннадцатом классе учащиеся выполняют индивидуальный проект в любой предметной области, в зависимости от личных предпочтений.