RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Жизнь школы | Проекты | Индивидуальные проекты

Индивидуальные проекты

   
   

Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Для вальдорфских школ, как зарубежных, так и отечественных, индивидуальные проекты являются традиционной и неотъемлемой частью обучения.

В нашей школе индивидуальные проекты также нельзя назвать чем-то новым и незнакомым. С 2006 года такие проекты стали обязательной составляющей обучения наших школьников в 11-м классе. За последующие семь лет мы много раз задавали себе вопрос о целях выполнения индивидуального проекта, оценивали преимущества и недостатки данного метода, собирали мнения учеников и получили некоторый опыт, которым хотели бы поделиться.

Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. При выполнении групповых проектов в 8-10 классах школьники совместно проходят все этапы проектной работы. Коллективно отвечая за результат проекта, учащиеся имеют возможность распределять работу в группе, используя сильные стороны участников. К 11-му классу перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Одиннадцатиклассник, естественно, не остается один на один со своим проектом, - он работает в тесной связке с учителем, которого выбирает в качестве куратора. Часто ученик пользуется помощью сразу нескольких учителей, поскольку многие проекты носят межпредметный характер. Чрезвычайно важна в этих условиях и поддержка родителей. И все-таки, принципиально новым и значимым фактором является персональная ответственность ученика за весь проект.

Во многих зарубежных вальдорфских школах работа с индивидуальными проектами ведется в 12-м классе. Защита проекта в конце 12-го класса выступает в качестве важного условия поступления школьника в 13-й, экзаменационный, класс. В условиях российской образовательной системы мы вынуждены совмещать экзаменационный 11-й класс с годом выполнения индивидуального проекта. Такое положение, естественно, порождает ряд трудностей. С одной стороны, ученики по своему возрасту в большинстве своем еще не готовы справиться с годовым индивидуальным проектом в 10 классе, с другой стороны, выполнение проектной работы в одно время с поступлением в  институт означало бы создание дополнительного стресса в, и без того нервозной, ситуации сдачи экзаменов. В этих условиях велик соблазн совсем отказаться от индивидуальных проектов. Однако такое решение было бы в корне неверным. Отменить индивидуальные проекты в 11 классе – это все равно, что построить дом, и, не закрыв его крышей, заселить в него жильцов. Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Единый государственный экзамен в баллах измерит знания ученика по отдельным предметам, а индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми он овладел за 11 лет школьного обучения. В поисках баланса между подготовкой к ЕГЭ и выполнением индивидуального проекта, мы приняли решение начинать работу с индивидуальными проектами со второй половины 10 класса. Защита годового проекта тем самым переходит на середину 11 класса, что позволяет второе полугодие полностью посвятить подготовке к поступлению.

Важно отметить, что индивидуальный проект по своей сути является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

Одиннадцатиклассник учится самостоятельно:

Самостоятельность и индивидуальный график в работе над проектом не означают отсутствия необходимого контроля. В течение года ученик несколько раз встречается с рабочей группой учителей для обсуждения своего проекта. По результатам предзащиты и защиты проектов учителя принимают решение о том, кто из учеников готов к выступлению на школьном фестивале проектов 11 класса.

На Фестиваль приглашаются ученики 9-11 классов, учителя и родители. Выступающие одиннадцатиклассники представляют свои работы, отвечают на вопросы, принимают поздравления. Фестиваль проходит в праздничной форме и заканчивается награждениями победителей, которых определяют учителя и ученики.

Важно отметить, что проекты учеников могут быть принципиально разными по форме. Это могут быть:

1. Исследовательский проект – напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической. Так, например, проект ученицы последнего выпуска Истоминой Варвары по теме «Современные проблемы твердых бытовых отходов» имел вполне практические, социально значимые последствия. По инициативе ученицы Школьным советом было принято решение осуществлять сбор макулатуры в школе. Была найдена организация, готовая забирать макулатуру для переработки и сотрудничать со школой на постоянной основе. Этот пример показывает то, как индивидуальный проект может продолжать жить даже после ухода его автора из школы.

2. Практико-ориентированный проект – предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Из подобных проектов последних лет можно вспомнить социальные плакаты Рассказова Егора, посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии Зотовой Риты, необыкновенный фонарь Полещук Риты, Кахон – редкий ударный инструмент Кудрявцева Гоши, авторскую куклу Куприной Риты.

3. Творческий проект – предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Так, например, не оставили никого равнодушным проекты 2012 года: моноспектакль «Победила я» Сапаровой Александры и оперное либретто Раздиной Дарьяны. Из сценических представлений можно вспомнить также спектакль Вертелецкой Софьи «Гарольд и Мод» и уличное фаер-шоу Варламовой Евгении. Одним из победителей фестиваля проектов 2012 года стал Шариков Дмитрий с работой по переводу ирландской поэзии.

4. Информационный и социально-ориентированный проекты – представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Среди таких проектов можно вспомнить проект Спорыхиной Сабины «Исчезновение деревянных памятников Москвы», проект Силкана Ярослава «Допустимо ли применение смертной казни в России», работу Алены Яценко «СПИД». Кроме того, фестиваль проектов 2012 года был открыт выступлением «Интегрированной театральной студии Круг II» в рамках проекта Литвинчевой Дарьи «Реализация особых способностей людей, с психическими нарушениями в развитии».

Итак, индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только, чтобы он соответствовал потребностям и интересам конкретного учащегося.

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35