Вне учебы
В современной системе образования дополнительное образование приобретает всё большее значение. Мы рассматриваем дополнительное образование как часть единого образовательного пространства, в котором определяющим фактором выступает внутренняя мотивация ребенка.
Идея интеграции общего и дополнительного образования основана на стремлении придать единый педагогический смысл всему комплексу образовательных услуг и создать оптимальные условия для интеллектуальной и творческой деятельности, самовоспитания и профессионального самоопределения школьника.
Мы выделяем следующие основные принципы построения системы дополнительного образования:
- свобода выбора учащимися дополнительной программы и видов деятельности, гибкость в проектировании образовательной траектории;
- создание условий для самореализации личности;
- обеспечение ситуации успеха для каждого ученика;
- сотрудничество всех участников образовательного процесса;
- уважение личности учащегося;
- сочетание разных форм организации внеурочной деятельности в системе дополнительного образования (кружки, факультативы, проектные группы, секции, творческие объединения, музыкальные классы и другое);
- широкая межпредметная интеграция;
- организация в системе дополнительного образования разновозрастных групп.
Системообразующим фактором является воспитание разносторонне развитой личности, создание условий саморазвития, формирование навыков непрерывного образования («long life learning»). Система дополнительного образования создает широкий, общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон освоения содержания общего образования, ориентирует учащегося в различных видах творческой деятельности, помогает адаптироваться в современной жизни, создает условия для профессиональной ориентации и социализации.
В организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования мы исходим из гуманистической идеи о талантливости каждого ребенка, поэтому предоставляем возможность каждому проявить себя, попробовать свои силы в познавательной, научно-исследовательской, трудовой деятельности, в искусстве, пении, игре на различных музыкальных инструментах, в спорте, в школьных творческих объединениях. Например, система музыкального дополнительного образования в школе, включающая в себя игру на музыкальных инструментах, создание малых творческих коллективов, занятия музыкальной грамотой, сольфеджио и т.д., созданная заслуженным учителем РФ Рокитянской Т.А., построена на базовом принципе «Каждый ребенок – музыкант».
В школе сложилась система предъявления результатов внеурочной деятельности. Регулярно устраиваются выставки, музыкальные концерты и гостиные, фестивали проектной деятельности, итоговые музыкальные и театральные фестивали, тематические недели. Учащиеся регулярно представляют свои работы на окружных и городских фестивалях и конкурсах.