RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

В ситуации перемен, трансформаций («реформ») отчётливо проявилась радикальная недостаточность человека обученного (подготовленного к тем или иным конкретным видам деятельности, функциям, операциям, в том числе и интеллектуальным) и, соответственно, радикальный же дефицит человека образованного.

«Образование свободы и несвобода образования» (2001)

На конференции, 2005 г.
На конференции, 2005 г.

«Последний звонок», 2004 г.
«Последний звонок», 2004 г.

Май 1993 г.
Май 1993 г.

С Майклом Барбером в школьной мастерской, 2003 г.
С Майклом Барбером в школьной мастерской, 2003 г.

В кабинете с Михаилом Случом, середина 90-х гг.
В кабинете с Михаилом Случом, середина 90-х гг.

Первое сентября, 2003 г.
Первое сентября, 2003 г.

На школьном празднике, 2002 г.
На школьном празднике, 2002 г.

«Скрипач на крыше», 2000 г.
«Скрипач на крыше», 2000 г.

«Скрипач на крыше», 2000 г.
«Скрипач на крыше», 2000 г.

«Скрипач на крыше», 2000 г.
«Скрипач на крыше», 2000 г.

Выпускной 2004 г.
Выпускной 2004г.

Первое сентября, 2005 г.
Первое сентября, 2005 г.

С коллегами в школе, начало 90-х гг.
С коллегами в школе, начало 90-х гг.


С дочерьми Аней и Зоей, конец 90-х гг.
В Нью-Йорке, лето 2006 г.
В Нью-Йорке, лето 2006 г.

2006 г.
«Дона», Москва, 2006г.
Начало 2000-х гг.
В школе, начало 2000-х гг.



Примерно с конца 1986 г. <…> я начал изучать труды Рудольфа Штейнера: его философию и гносеологию, работы, посвящённые эволюции и его взглядам на человека, – короче говоря, всё то, что часто называют эзотерическими работами. А поскольку Штейнер фактически разворачивал парадигму познания, которую начал создавать Гёте, то я начал изучать и труды Гёте. Через пару лет я познакомился с московскими и зарубежными антропософами, и в том числе с вальдорфскими педагогами. <…>

В образовательной жизни то время действительно было временем обновления, стремлений к новому и поисков нового. И люди, уловившие этот импульс, каждый на своем месте и в своей должности, в принципе позитивно реагировали на него; рискну даже сказать, что этот импульс образовал некое тонкое, неуловимое чувство общности у самых разных людей, знакомых и незнакомых, встречавшихся и расходившихся, но участвовавших в тогдашней большой попытке обновления российской школы. Подчеркну, что тогда, встречаясь и работая с «чиновниками от образования» (это слово не имеет для меня заведомо отрицательной окраски), я то и дело замечал, что на идею вальдорфской школы они реагируют не только и не столько как чиновники, сколько как педагоги, им это было интересно. И совсем простая и очевидная мысль: думаю, каждый согласится, что сейчас подобной вещи повторить бы уже не удалось. Время изменилось.

Мы пытались перевести вальдорфскую педагогику с немецкого на русский. То есть адаптировать её к ситуации. Это похоже на перевод стихов, многие говорят (даже теории есть), что стихи переводить невозможно. Конечно, можно читать их в оригинале: «Ди Зоне тонт нах альтервайсе»… Но мало кто будет понимать… Мы попытались перевести.
Что-то сохранилось «от подстрочника», что-то «написано заново».

Сохранились два языка, сохранилась особая роль искусства. Сохранилась фигура «классного учителя» и особая стилистика, технология учительского труда (много собственного творчества, много риска, много самостоятельности).

Но что главное? Исследования «скул эффективнес» ставили вопрос: от чего та или иная школа является «хорошей»? Финансирование? Число учеников в классе? Уровень сложности стандарта и программ? Оказалось, «не то мерили». Главное в школе (Мортимор) – ЭТОС. То, что мы называли «атмосферой». Нам удалось создать эту атмосферу и именно здесь найти своё лицо. Из чего вырастает эта атмосфера школы и тот самый ЭТОС? Из отношения к ребёнку.

«К истории Московской Свободной вальдорфской школы»
Интервью журналу «Кентавр» (1991, № 2)

 

… Когда я только собирался прийти на методологический семинар, у меня состоялся разговор с Георгием Петровичем [Щедровицким], где он сказал мне: «Толя, у вас есть три пути – стать философом, педагогом или методологом». Я тогда ответил, что уж кем я точно не стану, так это педагогом, поскольку это самое плоское, мёртвое и бессмысленное дело. Для меня это было хуже, чем служба в ОБХСС. Но когда я встретился с вальдорфскими педагогами, это была как бы встреча с чудом. И не просто потому, что у них есть очень интересная философия детства и чрезвычайно любопытная гносеология, а потому, что я столкнулся с очень живой и серьёзной практической педагогикой. Я как бы натолкнулся на живое зёрнышко в самом, казалось бы, мёртвом месте. Я увидел людей с очень своеобразным, сильным и живым способом мышления. Можно сказать, что то, что я искал в методологии – самобытное, новое и цельное, универсальное мышление, – я нашёл у вальдорфцев, но на (во многом) отличающихся основаниях. Это мышление не понятийное, а феноменологическое и образное. А сходство в том, что в обоих случаях мы видим попытку (а в случае с вальдорфцами уже во многом реализованную) органически связать мышление и познание с практическим действием.

«То, что я искал в методологии, я нашёл у вальдорфцев»
Интервью журналу «Кентавр» (1991, № 2)

 

…Многочисленные и разные по масштабу попытки действительного обновления школы и педагогики (которые, по сути, и выражают стремление, пусть неосознанное, к этой новой парадигме) пока не осмыслили себя как нечто единое и цельное… На наш взгляд, главная причина этого – катастрофически низкая степень интеграции педагогического мышления с духовно-культурным сознанием прошлого и современности. И это очень серьёзно, ибо речь идёт не о кафедральных академически-философских штучках, а о стилях, содержаниях, интенциях и ценностях мышления и культуры человечества, о контекстах его настоящего и будущего…
Мы, образовательная интеллигенция, готовы сейчас заниматься чем угодно (предпринимательством, нормотворчеством, строительством, бюджетной политикой и т. д.) – вместо того, чтобы выполнять своё прямое и единственное назначение – понимать реальность, вносить в неё смысл, видеть целое и мягко намечать возможные перспективы.

«К новой парадигме в образовании» (1997)

 

Когда мы начинали вальдорфскую школу, на меня обрушилась масса нового и непонятного, приходилось работать по 17–18 часов в сутки. Была мечта отоспаться, но было так интересно, что про всё забывал. Сегодня с «модернизацией» так же. Я вижу, что она способна упорядочить те глупости и логические нестыковки, которые накопились в нашем образовании. Исак Фрумин часто говорит мне: «Толик, девяносто процентов своего времени ты тратишь на борьбу с энтропией». Но мне безумно интересно работать.

Интервью «Быть для министра “Илларионовым”» (2003)

 

… Вальдорфская педагогика выражает стремление к образовательной форме общечеловеческого культурного экуменизма, она содержит в себе предпосылки педагогики духовно-культурной реинтеграции будущего. Вальдорфская школа кардинально отличается от технократической школы индустриального общества, в том числе и от «обычной» нынешней массовой школы, не «главным уроком» и не «преподаванием по эпохам» (конечно, эти технологии отработаны, и нет нужды менять их без особых оснований, внутренних или внешних), но тем, что она несёт в себе альтернативную интерпретацию материалистической научной парадигмы, целостное (интегральное, холистическое) отношение к природе, культуре и человеку.

«К истории Московской Свободной вальдорфской школы» (1997)

 

Образование, призванное интегрировать культуру, быть как минимум её транслятором и даже, может быть, фактором развития, может оказаться маргиналией культуры! <...>
Нынешнее положение дел – это ситуация развилки. Либо просто возобладает реакция и всё новое будет тормозиться, страдать и увядать (после чего аттестации и стандартизации благополучно восстановят системность на базе «единой гуманистической российской школы» с дозволенным процентом гимназий и лицеев по каждому региону и учебниками по выбору), либо инновационное движение родит новую образовательную парадигму. Ситуация беременна новой парадигмой.

Очевидно, однако, что никто не может сесть сегодня за кульман и начертить эту новую парадигму в трёх проекциях. Но она может родиться, кристаллизоваться из некоего духовно-мыслительного, культурно-смыслового раствора, контекста. Может быть, одна из важных задач состоит в том, чтобы удерживать этот контекст и постоянно обогащать, насыщать его, «смыслонаполнять» (во-первых, во внутренней индивидуальной интуиции и, во-вторых, во множественном диалоге и коммуникации) – именно сегодня, когда культура на рубеже тысячелетий переходит в радикально новое состояние…

Но от одного тезиса, точнее даже – от одного слова, не могу удержаться. Это слово – «мягкость». Какой бы ни сложилась за десять или сто лет эта новая образовательная парадигма, я полагаю, что одним из главных качеств её мыслей и стиля будет именно вот это качество: мягкий традиционализм и мягкая проектность, мягкая рациональность и мягкие технологии, мягкий педоцентризм и мягкий диалогизм. Может быть, одна из весьма печальных и тревожных особенностей нашего времени проявляется в том, что самое употребительное слово сегодня <…> – это слово «жёсткий».

«К новой парадигме в образовании» (1997)

 

Перспектива школы состоит в том, чтобы наш выпускник, размышляя о своей школе, отвечал не на вопрос «Какое образование они мне дали?», но «Какое образование я у них взял?».

«Образование свободы и несвобода образования» (2001)

 

Вопросы, на которые предстоит ответить

Конечно, наша душа всегда спрашивает: всё это очень хорошо, а вот что делать? Я был немного готов к этому вопросу, и, мне представляется, здесь можно ответить только одно: может быть, следовало бы попытаться встречаться.

Повторяю: встречаться, встречаться и встречаться. Чтобы люди могли вместе собираться и между ними звучало бы простое свободное слово, пусть иногда корявое, пусть спорное, но живое и свободное, заинтересованное. Это очень серьёзная проблема, ведь сейчас жизнь так устроена, что действуют подавляющие всё и вся силы дезинтеграции. И это очень трудно получается. Есть ли в обществе какой-то ресурс, есть ли достаточная степень терпимости, чтобы уживаться с очень разными людьми, с разными идеями и ценностями? Это познавательный вопрос, мы не можем этот ресурс сконструировать. Интересно хотя бы понять. <…>

А реально это или нет – непростой вопрос, это вопрос, живёт ли сейчас между нами вот этот свободный и гармоничный дух. Я не знаю.

«Образование на пороге ХХI века (некоторые вопросы)» (1996)

С Исаком Фруминым, 2004 г.
С Исаком Фруминым, 2004 г.
«Дона», Москва
«Дона», Москва
Москва, лето 2006 г.
Москва, лето 2006 г.
«Последний звонок», 2004 г.
«Последний звонок», 2004 г.
А.Пинский, М.Случ, М.Смирнова, 2004 г.
А.Пинский, М.Случ, М.Смирнова, 2004 г.
Выпускной 9 класса, 1998 г.
Выпускной 9 класса, 1998 г.

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35