RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

ПАМЯТИ А. А. ПИНСКОГО

Анатолий Аркадьевич - это обнимающая улыбка. Обаяние этой улыбки простиралось даже там, где не было слов. Энергия приветствия длилась всю беседу. И долго после. Практически невозможно было находится рядом и быть равнодушным к теме, которая обсуждалась им. Такие простые, ясные и глубокие рассуждения. Такая четкая и уважительная позиция. Каждый - важный собеседник. Каждый заслуживает слова. Искрометный, мягкий, пронзительный юмор. Глубокая вера в дело, которому посвящаешь жизнь, наивность и твердая вера в счастливую жизнь всех детей. Каждого.

Мне можно только благодарить судьбу за то, что свела меня с Пинским и подарила время для общения и возможности слушать и спорить, думать и сопереживать. Человеческого не бывает много. 

Павел Сергоманов,
замдиректора Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки РФ


Директор школы Анатолий Аркадьевич Пинский был одним из самых ярких и удивительных людей российского образования. А может, и самым удивительным.

Не помню всех его должностей и регалий. Советник министра образования, директор Центра содержания образования Высшей школы экономики, да много еще чего. Он всегда был инициатором, организатором, координатором, разработчиком чего-то, а на самом деле — душой самых разных затей, акций, новаций, экспериментов в нашем образовании, в создании новой школы России. Но Анатолий Пинский не только мечтал, думал, спорил, он реально создал, сделал своей головой, энергией, руками уникальную школу, ни на какую другую не похожую, живую, обаятельную, необыкновенную. Школу, которую сам он по инерции называл вальдорфской, а вся Москва — школой Пинского. Общий счастливый дом учеников, учителей, родителей.

Удивительным он был — во всем. Вот мы с женой и друзьями, сбежав с официозного концерта и банкета, приехали в известный своей дешевизной и простодушием грузинский ресторанчик. Взяли еще не запрещенного тогда грузинского вина, боржоми. На сцене появилось трио со скрипочкой и гармошкой, затянули хрестоматийное «Тбилисо», спустились в зал, направились к нашему столику.

И что я вижу? Один из этой колоритной троицы, сладко выводящий это самое «Тбилисо», — не кто иной, как директор знаменитой московской школы № 1060, отличник столичного образования, утром того же дня выступавший с основным докладом на коллегии Министерства образования РФ товарищ Пинский собственной персоной!

Любой другой в такой ситуации, пожалуй, мог бы выглядеть неловко, нелепо, но только не Пинский. Он счастливо улыбался, мы улыбались в ответ, даже пытались подпевать, он представил своих друзей-музыкантов и потом еще спел, перейдя на идиш, колыбельную, ту самую, которую мне когда-то пела бабушка…

Евгений Бунимович,
уполномоченный по правам ребёнка в Москве 


Произносишь «Толя Пинский» и сразу ассоциации: потрясающий руководитель; необыкновенно работоспособный; эрудит; умница; друг,способный помочь, когда трудно; выдумщик и несомненный лидер , а еще «Скрипач»... И сразу обрушивается страшная боль утраты....

80-е годы. Я пришла в РАО из технической сферы. На Ученых Советах чувствовала себя очень неуютно, совершенно не принимая "птичьий" (как называли в прессе тогда) язык педагогики, а переводил мне на русский все это пришедший в наш институт почти одновременно со мной молодой Толя Пинский. Он уже тогда был философом, но более всего его увлекала игра в "ГО". Толя азартно участвовал в соревнованияхбыл членом какой-то сборной, был веселым, жизнерадостным спорщиком, хорошо научно подготовленным оппонентом на разных семинарах... А в 84-м году в мою жизнь вошла беда (погиб муж), жить было невыносимо. Все как-то утешали, а Толя дал мне маленькую черную фишку-кругляшок от ГО и сказал: "Ты ее держи, она станет теплой и будет легче..." Эта фишка у меня до сих пор... 90-е и нулевые годы. Лет 8 я Толю как-то не видела - оба поменяли работу. И вдруг в вихре перестроечных изменений я встретила нового Пинского - целеустремленного лидера, азартного и при этом очень цельного, "трудоголика", способного увлечь за собой, отстаивать свои идеи ,замечательного директора, который любил детей, свою школу, театр в школе... Господи, как интересно мы работали в этой школе по субботам и воскресеньям, до позднего вечера обсуждая и споря с мелом у доски о разных концепциях профильного обучения, об управляющих советах... А как отстаивали мы свои идеи  по этим направлениям на Советах при министре... И В.М. Филиппов с нами соглашался (хотя и не всегда), а мы опять встречались все у Толи в школе и опять что-то горячо обсуждали... Мне кажется, что с уходом Толи закончилась демократическая модернизация образования, когда идеи идут снизу, а осталась только авторитарная, когда идеи спускаются сверху... Плохо без Толи и образованию, и школе, где он работал, и всем коллегам и друзьям и ,конечно, Марине и девочкам (хотя они и выросли). Очень плохо многим. НЕПРАВДА,ЧТО НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ! ТАКИЕ ЕСТЬ и ТОЛЯ ПИНСКИЙ ИЗ ИХ ЧИСЛА.  

Ирина Чечель


Мы познакомились с ним в 1977 году на физическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина, он учился на пару курсов старше, хотя по возрасту был на год младше. Физику знал блестяще и был очень серьезным и чрезвычайно глубоким собеседником и хорошим товарищем. Его папа был известным ученым, а мама заместителем главного врача круглосуточной стоматологической поликлиники, где вся наша компания и и подрабатывала ночными сторожами, чтобы было где встречаться по самым разным поводам.

Толика признавали и в рафинированном сообществе методологов, в середине 80-х, и педагогическом сообществе – он первым начал продвигать Вальдорфскую педагогику, увлекся учением доктора Штайнера, стал директором школы, которую фактически создал.

Он был глубоким теоретиком, автором увлекательных и очень содержательных книг, блестящим исследователем, участником всех заметных разработок в области образовательных реформ.

Пик его влияния на развитие образования пришелся на годы 1998–2004, когда министром стал В.Филиппов. По инициативе Анатолия Аркадьевича, тогда советника министра, в стране возникло профильное обучение, он разработал оригинальную систему оплаты труда (штатно-окладную), много сделал для развития школьного общественного управления (управляющие советы). После реорганизации министерства он стал ключевым автором идеи комплексного развития региональных систем образования. Это была последняя  большая работа Анатолия Пинского – разработка методики экспертизы комплексных проектов модернизации регионального образования, и он очень хотел как можно скорее начать применять эту методику, с нетерпением ждал начала конкурса регионов. И не дождался.

На долю нашего друга выпали очень серьезные испытания, несколько лет назад он ушел с поста директора созданной им школы, очень тяжело переживал обстоятельства, связанные с этим его шагом. Да и методы его оппонентов по системным проектам были самыми изуверскими – от доносов и клеветы, до личных обид и оскорблений. Но к Анатолию Аркадьевичу ничего плохое не прилипало, это был очень чистый, предельно нравственный и болезненно щепетильный в вопросах чести и порядочности человек.

Александр Адамский,
научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"


Анатолий Аркадьевич не был ни академическим ученым, ни достопочтенным профессором.

Он был невероятно живым, увлекающимся человеком, не устававшим поражать окружающих разнообразием и широтой своих интересов.  Во многом он желал смотреть на мир так, как это делал Гете, один из самых почитаемых им авторов и мыслителей. Вспоминая все, что Анатолий Пинский успел создать за свою не очень долгую, но невероятно насыщенную событиями и деяниями жизнь, мы вправе называть его «гетеанским человеком».

Читателям «Вестей» А. Пинский известен прежде всего как советник министра Филиппова и один из авторов проекта модернизации образования.

Но этому человеку мы также обязаны возрождением вальдорфского движения в России и трудами по истории отечественной гуманистической педагогики. Его перу принадлежат работы, посвященные мало известным страницам педагогического творчества Н. Скворцова и Н. Новикова.

Он переводил Толкиена и создал замечательный ансамбль еврейской музыки «Дона», для которого был продюсером, руководителем и музыкантом.

Анатолий Аркадьевич не просто умел служить идее, но обладал способностью втягивать в орбиту своих мыслей и действий других людей. Однако харизма лидера сочеталась у него со строгим научным подходом. Жизненные и педагогические эксперименты, на которые он решался и которые зачастую казались оппонентам романтическими утопиями, всегда были выношенными, выверенными и практически выполнимыми.

«Нынешнее положение дел – это ситуация развилки, - писал он еще в 1997 году, оценивая возможности развития российского образования. – Либо просто возобладает реакция, либо инновационное движение родит Новую Образовательную Парадигму. Очевидно, что никто не может сесть сегодня за кульман и начертить эту новую парадигму в трех проекциях. Но она может родиться из некоего духовно-мыслительного, культурносмыслового контекста. Может быть, одна из важных задач состоит в том, чтобы удерживать этот контекст и постоянно насыщать его, «смыслонаполнять», - во-первых, во внутренней индивидуальной интуиции и, во-вторых, во множественном диалоге и коммуникации».

Работа на новую образовательную парадигму, перестройка отечественной школы, с одной стороны, в соответствии с европейскими стандартами, и, с другой, с  принципами подлинного уважения к личности ребенка, – была важнейшим направлением его деятельности последних лет – как политика и стратега образования. С его уходом в рядах лидеров инновационного образования появилась брешь, которую почти невозможно закрыть.

Марина Аромштам,
главный редактор газеты «Дошкольное образование»


Анатолий Аркадьевич был удивительно талантливый, добрый и мудрый человек.
Он дарил радость и надежду множеству людей.
Его школа, его идеи, его песни, его театральные роли будут жить и будут помогать нам.
Мне повезло знать его и работать вместе с ним несколько последних лет.

Александр Шишлов,
уполномоченный по правам человека в Петербурге 


Анатолий Аркадьевич прожил на земле всего 50 лет, но эти годы вместили в себя огромный объем работы по созданию современной российской школы.

После окончания МГПИ Анатолий Пинский работает школьным учителем физики, затем - аспирантура и защита кандидатской диссертации по методике преподавания физики. В 80-е годы XX века Анатолий сформировался как оригинальный философ и методолог образования. Его труды по истории педагогики, по общим проблемам построения содержания образования всегда были нацелены на актуальнейшие проблемы сегодняшней школы.

В 90-х Анатолий Пинский предпринял успешную попытку практического строительства школы, реализующей в российских условиях ряд важнейших достижений педагогики XX века. В качестве исходной модели Пинский - директор московской школы N 1060 - взял Вальдорфскую педагогику. Однако очень быстро стало ясно, что создается новая авторская школа - Школа Пинского.

Завершение XX века востребовало талант Анатолия Пинского как замечательного организатора и активного участника коллективной работы по созданию важнейших документов российской образовательной политики. Многое удалось ему сделать на посту директора Центра содержания образования Высшей школы экономики. Далеко не всегда его позиция принималась или совпадала с официальной (несмотря на его официальную позицию советника министра), но достаточно часто резкая критика в итоге оказывалась справедливой. Пинскому принадлежит фундаментальная роль в создании современной модели общественного участия в управлении школой, профильного обучения, системы финансирования образования, отраслевой системы оплаты труда.

Монографии, сборники статей, публицистические выступления А.А. Пинского всегда привлекали внимание и давали пищу для ума и не просто затрагивали самые корневые проблемы школы, но и предлагали их конкретные новаторские решения.

Анатолию Аркадьевичу были присущи неотразимое человеческое обаяние, умение разбираться в людях и привлекать соратников, сильнейшее желание создать в России ту новую школу, о которой он писал и в которую верил. Он говорил об открытости школы и делал школу открытой для общественности, говорил об инвестиционной привлекательности и добивался того, что в школу поступали внебюджетные средства. 

Андрей Фурсенко,
экс-министр образования и науки, помощник президента


Все знают, что Анатолий Аркадьевич Пинский был человеком мгновенного действия. Там, где ты только подумал, Анатолий уже действовал. Казалось, что думание и делание у него спаялись в одно действие на результат. Он так и думал - действуя, деятельно.

Но сама по себе деятельная натура - не новость. Настоящая загадка и удача Анатолия в том, что он счастливо избежал ловушек-издержек такой натуры:

Как у Анатолия это получалось? Это было и остается загадкой. На поверхности были юмор, удивление, способность радоваться, желание все опробовать, бесстрашие, готовность поддержать, легкость вхождения в дела коллективные... А в глубине? Кто знает?

Факт: с Анатолием было интересно. Для меня он всегда был гораздо больше педагогики, образования, школы, - всего того, чему посвятил жизнь. Таким и остается! 

Артем Соловейчик,
главный редактор газеты "Первое сентября"


Очень бы не хотелось, чтобы в памяти потомков начало XXI века в отечественном образовании рисовалось бы как сплошное смутное и мутное время.

И то, что в этом образовании были, жили и действовали такие люди, как Толя Пинский, лучшее свидетельство того,  что пока есть идеи и есть силы доводить их до ума, до дел и работающих документов, до практически работающих новых норм и институтов, ничего не потеряно. И есть, чем и кем гордиться.

Многие коллеги знали Пинского как мощного двигателя модернизации в образовании. Жаль, не все видели его в школе, в спорах с руководителями Министерства по поводу ключевых новшеств, на сцене во главе созданного им ансамбля "Дона". Он был органичен и талантлив всюду.

Человек  с размахом личности, присущим людям Эпохи Возрождения, в наше время и в нашем образовании.

Александр Моисеев,
проректор по инновационной и проектной деятельности ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»


Анатолий Аркадьевич Пинский - это выдающееся явление в нашем российском образовании. И я счастлив, что судьба свела меня с этим человеком. И я очень благодарен ему за то, что он сделал не только в работе Министерства образования, когда я там работал, но и для всего российского образования.

Придя в Министерство образования, я прекрасно знал некоторые свои проблемы, в частности, что я хуже чем другие уровни профессионального образования знал школьное образование. Мне явно не хватало того, что я знал о школе, как ректор университета… К счастью, было очень много таких директоров школ, которые работали вместе со мной. Это и Рачевский, и Ямбург, и Комлева, и целый ряд других директоров школ, которые помогали мне в работе советами. Но только один из них был оформлен у меня официально, с удостоверением, как советник министра образования Российской Федерации, потому что Анатолий Аркадьевич включал в себя очень многие качества, которые, бесспорно, выделяли его даже среди этих выдающихся директоров школ…  Он был не просто советником министра образования, но человеком, реально влиявшим на разработку образовательной политики в то время. 

Он привнес в наше образование очень прогрессивные взгляды, взгляды на либеральное образование, на то, что было нужно в для развития нашего консервативного образования… Он не просто внедрял эти либеральные взгляды, он их анализировал, он понимал, что нужна поэтапность внедрения этих взглядов. Наверное, самое трудное – это не построить новую школу, но создать нового учителя. 

С другой стороны, это его опыт как директора школы по отношению к педагогике, к педагогическим технологиям… Он, как практикующий директор, понимал, что есть определенные рамки нашей действительности, и понимал, что нужно, прежде всего, научить людей этим новым подходам.

И вот здесь родился проект комплексной модернизации российского образования в регионах Российской Федерации, который реализуется сейчас в масштабах страны… К сожалению, начав этот проект, находясь у его истоков как идеолог, начав готовить документы по реализации этого проекта, Анатолий Аркадьевич ушел от нас… 

Владимир Филиппов,
ректор РУДН, министр образования Российской Федерации 1998-2004 гг.


С Толей Пинским мы повстречались где-то в конце 90-х годов. Толя был новым для меня человеком, человеком из среды директоров школ… Все мои представления о руководителе авторской школы (а Толя был, кроме всего прочего, руководителем авторской школы, он в своей школе №1060, наверное, впервые в России реализовал вальдорфскую педагогику) были окрашены его личностью… 

Большинство директоров школ, даже директоров-инноваторов, они совсем другие, они в меньшей степени ориентированы на исследование, на поиск, на творческую реализацию себя как личности, на решение задач, выходящих за рамки школы. А Толя был действительно таким человеком, выходящим за рамки своей работы, своей должности, человеком, который думал сразу обо всех, думал очень широко. Такой философ.

Он всегда был в состоянии энтузиазма и в состоянии напряженного поиска. Первоначально это были общие принципы развития образования, педагогики, и мы многому от него в этом отношении научились. А потом, поскольку Анатолий взаимодействовал с нашей группой в Высшей школе экономики, а тогда это, в первую очередь, были экономисты, он сам стал проникаться теми проблемами, теми возможностями, которые правильно построенная экономика школы дает для ее развития. И работа Анатолия последних лет в основном была связана с новой организационной, экономической моделью школы, со школьным самоуправлением, с вовлечением родителей… В этом его видение либеральной школы. Он не стеснялся того, что школа должна зарабатывать, но эта либеральная, зарабатывающая модель школы у Пинского совсем не была коммерческой. 

Вторая часть его работы – идея Управляющих советов школ, вовлечение людей в решение школьных проблем, вовлечение родителей, вовлечение активных людей извне, может быть, выпускников школ, носителей каких-то местных ресурсов. Все это было направлено на то, чтобы восстановить креативный потенциал школы. Потому что без того, чтобы обеспечить школу базовыми, элементарными ресурсами, бессмысленно говорить о развитии школы. 

Ярослав Кузьминов,
ректор Высшей школы экономики


Мне посчастливилось в последние 10 лет иногда приезжать работать в Россию. Большой  честью для меня стало знакомство с Анатолием Пинским – ярким лидером российского образования. Он многое сделал на посту директора школы, вдохновляя учителей, родителей и детей. Он серьезно повлиял на систему российского образования в целом, благодаря своим контактам в научном и политическом сообществах. 

Что я чувствовал каждый раз, работая с Анатолием? Его реальную заботу об образовании каждого ребенка, молодого человека в России. И я убежден, что его личность, его характер значили не меньше, чем его глубокое знание и понимание системы образования. Его вклад в развитие российского образования в последние 10-15 лет всеобъемлющ. Я уверен, что каждый, кто с ним работал, запомнит его и то, что он сделал. 

Майкл Барбер,
член Международного консультативного комитета



Я позволю себе несколько личных реплик. 

Анатолий Аркадьевич Пинский - это тот человек, которого мне хотелось бы назвать своим учителем. 

У нас не очень большая разница в возрасте (Толя был старше меня на 7 лет). Но он оказал на мою судьбу, конечно, огромное влияние. Он своим вопросом привел меня в школу (я до сих пор помню разговор зимним днем 1989 года, после которого я принял решение учиться учительской профессии). Он учил меня школьному управлению (и теперь я работаю директором школы, которую он создал). Конечно, его "учительство" и мое "ученичество" происходили почти всегда между делом, в ходе совместной работы. Благодаря ему я заглянул в мир образовательной политики и образовательных реформ, поскольку сам А.Пинский был во многом творцом этих реформ.

Самое поразительное - и до сих пор это мне кажется самым важным опытом - Анатолий Пинский был всегда и в самых разных смыслах человеком "внесистемным".

С одной стороны, он был прекрасным организатором, очень харизматичным человеком, у него не было проблем с тем, чтобы вовлечь людей в свое дело. И тем не менее он никогда не создавал вокруг себя сложных структур, секретариатов и т.д. Он совершенно естественным образом работал на самых разных ролях и на самых разных уровнях: мог звонить, набирать текст, заваривать чай, набрасывать концепцию, считать деньги, одинаково легко общался с министрами и со школьниками. Наверное, это придавало его предложениям необходимый градус жизненности.

С другой стороны, Пинский очень естественно находил свое место вне различных партий и группировок. Он позволял себе реплики, которые не всегда сочетались с системой. Мне кажется, что это происходило по совершенно естественной причине: у Пинского (что, конечно, является нынче очень большой редкостью) были собственные взгляды и собственное мнение. Причем не отдельные взгляды, а система, цельное понимание мира, образования, и я счастлив, что мог (сколько мог) наблюдать его внутренние поиски, борьбу за эти взгляды. 

Михаил Случ,
директор школы №1060, г. Москва


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35