14 декабря – День памяти А.А. Пинского
Сегодня мы вспоминаем об основателе и первом директоре нашей школы: Анатолии Аркадьевиче Пинском (19.06.1956- 14.12.2006). Личность Анатолия Аркадьевича очень многогранная, рассказ о нем трудно уместить в маленькой статье. Но я попробую перечислить его «ипостаси», и выделить мысли, являющимися для меня необычайно значимыми.
1. Педагог. Стремление к духовному преобразованию себя. Слово «педагогика» происходит от греческого слова «пайдейя», которое можно понять, как
умение преобразовать свои способности таким образом, чтобы они из духовных стали земными, («Пайдейя», 1997)
2. Ученый – политик. Анатолий Аркадьевич Пинский много лет проработал в науке - до 1989 года как рядовой сотрудник, а с 1997 и до смерти - как основатель Центра Социально-экономического развития школы в Высшей школе экономике. Для него идея была важна как средство прийти к цели, за формальными различиями он видел общий вектор развития. Анатолий Пинский был советник министра образования России, в качестве педагога-ученого участвовал в составлении Государственной стратегии развития образования 1999 г.
Все, кто мыслят свободно, находятся в едином прогрессивном движении – мейнстриме. (А. Пинский, В. Рокитянский «Традиция и мейнстрим», 2000)
3. Творец. Творчество пронизывало всю жизнь Анатолия Аркадьевича. В школе он был постоянным участником школьного театра, а в последние три года жизни (2003 – 2006) профессионально пел в созданном им ансамбле еврейской песни «Дона». Творческая энергия била ключом во всех сферах его деятельности, и конечно, в социальной жизни. Например, Анатолий Аркадьевич был душой клуба директоров, который часто собирался именно на Стремянном переулке. Учительская газета выдвинула его на премию «Человек года в образовании 2003».
Человек должен быть свободным "для...". Свобода – это возможность творить в социуме. («Педагогика свободы» из книги «Образование свободы и несвобода образования», 2001)
4. Экономист – предприниматель. Невозможно перечислить все осуществленные инициативы Анатолия Аркадьевича. Мы его помним, конечно, прежде всего, как основателя Московского центра вальдорфской педагогики и Московской свободной вальдорфской школы, а также основателя Дона-Фестов.
Для Пинского было важно:
умение оказывать влияние на людей, показывая, что он способен держать своё слово, действуя как независимая личность («Был ли Г. П. Щедровицкий методологом?» из книги «Образование свободы и несвобода образования», 2001)
Анатолий Аркадьевич Пинский любил повторять слова Рудольфа Штейнера: "самое важное - не начинать, но продолжать и завершать". Все свои идеи, если это позволяли внешние обстоятельства, он старался довести до воплощения.
И Анатолий Аркадьевич мечтал о том, чтобы ученики созданной им школы вырастали СВОБОДНЫМИ людьми.
Выпускник-2007 Московской вальдорфской школы (школы No1060) Случ Григорий
Антонина Дмитриевна Лизякина:
Анатолий Аркадьевич веселил и удивлял меня в мои школьные годы - казалось, его радостная улыбка и смех озаряли коридоры школы каждый день. Сложно было представить, что кроме общения с педагогами, родителями и учениками, репетиций мюзиклов, гастролей нашего школьного театра, в которых он принимал участие, как ведущий актер, в его жизни есть все те конференции, круглые столы, политика и наука, о которых я читала уже после окончания школы. Меня поразила та вера, с которой он вдохновлял страну на те идеи, которые начал реализовывать в нашей школе, смелость, с которой он пробовал новое и соединял то, что никто другой не стал бы соединять. Много позже я услышала последние записи ансамбля "Дона", где он солировал... Как в одном человеке помещалось столько всего?
С глубочайшей благодарностью и улыбкой я думаю сегодня об этом невероятном человеке, создавшем школу (в самом объемном смысле этих двух слов!), в которой выросло так много прекрасных людей!
Выпускница Московской вальдорфской школы (школы No1060) Антонина Дмитриевна Лизякина