RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ

Калининград. Толя в начале 60-х гг.
Калининград. Толя в начале 60-х гг.

Светлогорск. Толя с друзьями, конец 60-х гг.
Светлогорск. Толя с друзьями, конец 60-х гг.

У друзей, конец 70-х гг.
У друзей, конец 70-х гг.

Турнир по ГО, Москва, 1983 г.
Турнир по ГО, Москва, 1983 г.

С отцом в Калининграде, 1986 г.
С отцом в Калининграде, 1986 г.

Светлогорск. Анатолий в конце 90-х гг.
Светлогорск. Анатолий в конце 90-х гг.

В школе, с учителем музыки
В школе, с учителем музыки
Т. Рокитянской, конец 90-х гг.
В Нью-Йорке, лето 2006 г.
«Дона», Москва, 2004 г.

С Ефимом Рачевским, 2002–2003 гг.
С Ефимом Рачевским, 2002–2003 гг.

Перед школой, начало 2000-х гг.
Перед школой, начало 2000-х гг.
С Клэр Берри, лето 2006 г.
С Клэр Берри, лето 2006 г.

«Дона», Москва, 2004 г.
«Дона», Москва, 2004 г.

Молдавия, 2004 г.
Молдавия, 2004 г.

Автобиография

Я, Пинский Анатолий Аркадьевич, родился 19 июня 1956 г. в Москве. Отец — Пинский Аркадий Аронович (1922–1997), был преподавателем физики, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии образования, академиком Российской Академии профессионального образования. Мать – Дашевская Берта Ильинична, 1927 г. р., по специальности врач-стоматолог, в настоящее время заместитель главного врача стоматологической поликлиники № 2 Гагаринского района Москвы.

В 1972 г. я закончил среднюю школу № 596 и поступил на физический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ). Окончил институт в 1977 г., получив специальность учителя физики. Работал учителем физики в 1976-78 гг. в школах №№ 78 и 179 Москвы. В 1978 г. поступил в очную аспирантуру НИИ Содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР (АПН СССР). В конце 1981 г. закончил аспирантуру и поступил на работу в НИИ Трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование представлений о границах применимости физических теорий».

Работал младшим, затем старшим научным сотрудником в НИИ ТОиПО АПН СССР и в НИИ Управления и экономики образования АПН СССР. Был председателем Совета молодых ученых НИИ ТОиПО.

С 1984 г. стал членом Московского методологического кружка Г. П. Щедровицкого, что потом, в частности, дало мне возможность принимать активное участие в ряде больших организационно-деятельностных игр по образовательной тематике в конце 80-х гг., в период школьной реформы. Во второй половине 80-х гг. занимался, наряду с плановой академической тематикой по профориентации и управлению образованием, также вопросами истории образования, сделав ряд соответствующих публикаций (о гимназическом образовании в России XIX века, об учебной книге в России в XVIII веке и т. д.). Принимал участие в работе «днепровского» ВНИКа «Школа», участвовал в разработке новой концепции средней школы.

С 1989 г. областью моих интересов и практической деятельности стала вальдорфская педагогика, пути ее реализации в современных российских социальных и культурных условиях. В 1990 г. я перешел на работу в Российский Открытый университет на должность руководителя Вальдорфского учительского Семинара. В 1991 г. стал соучредителем и председателем Московского Центра вальдорфской педагогики. В 1992 г. Московский Центр вальдорфской педагогики учредил Московскую Свободную вальдорфскую школу, где я был назначен на должность исполнительного директора, оставаясь при этом председателем Центра вальдорфской педагогики.

Всего имею около 70 публикаций по различным темам образования, из них более 10 в зарубежных изданиях. В 1996 г. опубликовал небольшую монографию «К новой парадигме в образовании». В 1997 г. вышла моя монография «Пайдейя». Как председатель Центра вальдорфской педагогики в 1994 г. получил грант и диплом Минобразования России и фонда Сороса «Культурная инициатива» в номинации в конкурсе инновационных школ. Являюсь членом Правления Ассоциации инновационных школ и центров, членом Совета Международной Ассоциации вальдорфской педагогики стран Средней и Восточной Европы.

С 1995–96 гг. область моих интересов все больше расширялась на проблематику инновационных процессов в современной российской школе. В этой связи я принимал участие в разработке московского «Положения об инновационных школах», выступил соредактором коллективной монографии «Инновационное движение в российской школе» (1997). С 1997 г. назначен руководителем Центра инновационного образования при Московском институте повышения квалификации работников образования.

В политических партиях не состоял и не состою.

Женат с 1980 года. Жена — Гиверц Марина Александровна, 1956 г. р., психолог по специальности, работает с 1992 г. учителем Московской Свободной вальдорфской школы. Имею двоих дочерей — Анну (1982 г. р.) и Зою (1984 г. р.).

25 июня 1997 г.

Мир стоит на пороге больших, невиданных перемен.
Миллиард лет назад на Земле шло образование гор, а сейчас в мире идёт неуклонное образование свободы — на фоне кардинальной несвободы институтов образования.

«Образование свободы и несвобода образования» (2001 г.)

 

1997–2006 годы: основные этапы и события

  • 1998 г. Создание форума «Российская школа»
  • 1999 г. Подготовка сборника «Проблемы школы» (инициирован А. А. Пинским и А. Л. Семёновым)
  • 1999 г. Работа над программой партии «ЯБЛОКО» в области образования
  • 2001 г. Координация работы Экспертно-аналитического центра по обновлению общего образования. Подготовка Стратегии модернизации содержания общего образования
  • 2001 г. Создание Российского совета развития образования (РОСРО) (А. А. Пинский – один из инициаторов)
  • 2001–2003 гг. А. А. Пинский – советник министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова
  • 2002–2006 гг. Участие в масштабных федеральных проектах по профильному обучению, общественному управлению, новой системе оплаты труда (А. А. Пинский – разработчик и руководитель). С 2005 г. названные проекты определили основные направления КПМО
  • 2003 г. А. А. Пинский – политик года в образовании (на основании мнения экспертов «Учительской газеты»)
  • 2003 г. Создание ансамбля еврейской идишской песни «Дона»
  • 2005 г. Организация I Московского международного фестиваля еврейской музыки «Дона-фест»
  • 2006 г. Проведение II Московского международного фестиваль «Дона-фест» и начало подготовки III фестиваля, который состоялся в марте 2007 года уже после смерти А. А. Пинского. Фестиваль стал ежегодным, его организуют и проводят дочери А. А. Пинского Анна и Зоя. В 2010 г. фестиваль был объявлен «Культурным событием года»
  • 14 декабря 2006 г. А. А. Пинский скончался в берлинской клинике


А. А. Пинский любил повторять слова Рудольфа Штайнера: «Самое важное — не начинать, но продолжать и завершать». Эти слова были одновременно девизом и характеристикой всей его деятельности.

 

Резюме

Наверное, главное, что родилось во мне <…>, — это чувство, что жизнь по отношению ко мне была очень щедра и великодушна. Здесь уместна аналогия с тяжёлым турпоходом: человеку тяжело под рюкзаком, он может стереть ногу, сбиться с маршрута и даже впасть в лёгкую панику, потерявшись в лесу, он может вымокнуть под дождём и не иметь возможности просушиться, но через краткое время он вспоминает поход и ощущает, что все эти сложности были несущественные, что они просто забываются, а в душе сохраняются прекрасные картины природы, образ и тепло дружелюбного костерка да находка какого-нибудь редкостного гриба-боровика…

Я вспоминаю фразу Витгенштейна. Когда его однажды спросили, что ему кажется самым интересным и важным, он ответил: «Какое-то чувство абсолютной собственной безопасности в мире»…

Я всё лучше вижу, что жизнь сама даёт нам очень много, просто так. Я бы рискнул сказать: намного больше, чем нужно (сказать «больше, чем заслужили» просто язык не поворачивается). И ей не жалко. Надо или придётся за это платить? Честное слово, я не знаю. По идее, да. Но много ли стоят такие «по идее»? Жизнь щедра и великодушна, она всё время дарит и прощает, как отец или мать. Можем ли мы расплатиться со своими родителями? Вряд ли: как бы человек ни пыжился, всё, что бы он ни сделал, никогда и близко не станет соразмерным тому, что он получил от любящих родителей…

Может быть, положению человека в мире присуща радикальная асимметрия: человек получает и даёт, однако жизнь ему даёт неизмеримо, миллионократно больше, чем он может вернуть. Сказано: «Вы куплены, и вы куплены дорогой ценой». Почему за нас столько уплачено? Я пока что не понимаю. Но очень похоже, что так оно и есть.

Из автобиографической рукописи (1986)

Концерт в театре «Шолом», 2004 г.
Концерт в театре «Шолом», 2004 г.
«Дона-Фест», 2005 г.
«Дона-Фест», 2005 г.
Фестиваль «Идиш-фест», 2005 г.
Фестиваль «Идиш-фест», 2005 г.

Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35