Калининград. Толя в начале 60-х гг. Светлогорск. Толя с друзьями, конец 60-х гг. У друзей, конец 70-х гг. Турнир по ГО, Москва, 1983 г. С отцом в Калининграде, 1986 г. Светлогорск. Анатолий в конце 90-х гг.
В школе, с учителем музыки Т. Рокитянской, конец 90-х гг. |
«Дона», Москва, 2004 г. |
С Ефимом Рачевским, 2002–2003 гг.
Перед школой, начало 2000-х гг. |
С Клэр Берри, лето 2006 г. |
«Дона», Москва, 2004 г. Молдавия, 2004 г. |
Автобиография
Я, Пинский Анатолий Аркадьевич, родился 19 июня 1956 г. в Москве. Отец — Пинский Аркадий Аронович (1922–1997), был преподавателем физики, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской Академии образования, академиком Российской Академии профессионального образования. Мать – Дашевская Берта Ильинична, 1927 г. р., по специальности врач-стоматолог, в настоящее время заместитель главного врача стоматологической поликлиники № 2 Гагаринского района Москвы.
В 1972 г. я закончил среднюю школу № 596 и поступил на физический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ). Окончил институт в 1977 г., получив специальность учителя физики. Работал учителем физики в 1976-78 гг. в школах №№ 78 и 179 Москвы. В 1978 г. поступил в очную аспирантуру НИИ Содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР (АПН СССР). В конце 1981 г. закончил аспирантуру и поступил на работу в НИИ Трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР. В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование представлений о границах применимости физических теорий».
Работал младшим, затем старшим научным сотрудником в НИИ ТОиПО АПН СССР и в НИИ Управления и экономики образования АПН СССР. Был председателем Совета молодых ученых НИИ ТОиПО.
С 1984 г. стал членом Московского методологического кружка Г. П. Щедровицкого, что потом, в частности, дало мне возможность принимать активное участие в ряде больших организационно-деятельностных игр по образовательной тематике в конце 80-х гг., в период школьной реформы. Во второй половине 80-х гг. занимался, наряду с плановой академической тематикой по профориентации и управлению образованием, также вопросами истории образования, сделав ряд соответствующих публикаций (о гимназическом образовании в России XIX века, об учебной книге в России в XVIII веке и т. д.). Принимал участие в работе «днепровского» ВНИКа «Школа», участвовал в разработке новой концепции средней школы.
С 1989 г. областью моих интересов и практической деятельности стала вальдорфская педагогика, пути ее реализации в современных российских социальных и культурных условиях. В 1990 г. я перешел на работу в Российский Открытый университет на должность руководителя Вальдорфского учительского Семинара. В 1991 г. стал соучредителем и председателем Московского Центра вальдорфской педагогики. В 1992 г. Московский Центр вальдорфской педагогики учредил Московскую Свободную вальдорфскую школу, где я был назначен на должность исполнительного директора, оставаясь при этом председателем Центра вальдорфской педагогики.
Всего имею около 70 публикаций по различным темам образования, из них более 10 в зарубежных изданиях. В 1996 г. опубликовал небольшую монографию «К новой парадигме в образовании». В 1997 г. вышла моя монография «Пайдейя». Как председатель Центра вальдорфской педагогики в 1994 г. получил грант и диплом Минобразования России и фонда Сороса «Культурная инициатива» в номинации в конкурсе инновационных школ. Являюсь членом Правления Ассоциации инновационных школ и центров, членом Совета Международной Ассоциации вальдорфской педагогики стран Средней и Восточной Европы.
С 1995–96 гг. область моих интересов все больше расширялась на проблематику инновационных процессов в современной российской школе. В этой связи я принимал участие в разработке московского «Положения об инновационных школах», выступил соредактором коллективной монографии «Инновационное движение в российской школе» (1997). С 1997 г. назначен руководителем Центра инновационного образования при Московском институте повышения квалификации работников образования.
В политических партиях не состоял и не состою.
Женат с 1980 года. Жена – Гиверц Марина Александровна, 1956 г. р., психолог по специальности, работает с 1992 г. учителем Московской Свободной вальдорфской школы. Имею двоих дочерей – Анну (1982 г. р.) и Зою (1984 г. р.).
25 июня 1997 г.
Мир стоит на пороге больших, невиданных перемен. Миллиард лет назад на Земле шло образование гор, а сейчас в мире идёт неуклонное образование свободы – на фоне кардинальной несвободы институтов образования.
«Образование свободы и несвобода образования» (2001 г.)
1997–2006 годы: основные этапы и события
- 1998 г. Создание форума «Российская школа»
- 1999 г. Подготовка сборника «Проблемы школы» (инициирован А. А. Пинским и А. Л. Семёновым)
- 1999 г. Работа над программой партии «ЯБЛОКО» в области образования
- 2001 г. Координация работы Экспертно-аналитического центра по обновлению общего образования. Подготовка Стратегии модернизации содержания общего образования
- 2001 г. Создание Российского совета развития образования (РОСРО) (А. А. Пинский – один из инициаторов)
- 2001–2003 гг. А. А. Пинский – советник министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова
- 2002–2006 гг. Участие в масштабных федеральных проектах по профильному обучению, общественному управлению, новой системе оплаты труда (А. А. Пинский – разработчик и руководитель). С 2005 г. названные проекты определили основные направления КПМО
- 2003 г. А. А. Пинский – политик года в образовании (на основании мнения экспертов «Учительской газеты»)
- 2003 г. Создание ансамбля еврейской идишской песни «Дона»
- 2005 г. Организация I Московского международного фестиваля еврейской музыки «Дона-фест»
- 2006 г. Проведение II Московского международного фестиваль «Дона-фест» и начало подготовки III фестиваля, который состоялся в марте 2007 года уже после смерти А. А. Пинского. Фестиваль стал ежегодным, его организуют и проводят дочери А. А. Пинского Анна и Зоя. В 2010 г. фестиваль был объявлен «Культурным событием года»
- 14 декабря 2006 г. А. А. Пинский скончался в берлинской клинике
А. А. Пинский любил повторять слова Рудольфа Штайнера: «Самое важное – не начинать, но продолжать и завершать». Эти слова были одновременно девизом и характеристикой всей его деятельности.
Резюме
Наверное, главное, что родилось во мне <…>, – это чувство, что жизнь по отношению ко мне была очень щедра и великодушна. Здесь уместна аналогия с тяжёлым турпоходом: человеку тяжело под рюкзаком, он может стереть ногу, сбиться с маршрута и даже впасть в лёгкую панику, потерявшись в лесу, он может вымокнуть под дождём и не иметь возможности просушиться, но через краткое время он вспоминает поход и ощущает, что все эти сложности были несущественные, что они просто забываются, а в душе сохраняются прекрасные картины природы, образ и тепло дружелюбного костерка да находка какого-нибудь редкостного гриба-боровика…
Я вспоминаю фразу Витгенштейна. Когда его однажды спросили, что ему кажется самым интересным и важным, он ответил: «Какое-то чувство абсолютной собственной безопасности в мире»…
Я всё лучше вижу, что жизнь сама даёт нам очень много, просто так. Я бы рискнул сказать: намного больше, чем нужно (сказать «больше, чем заслужили» просто язык не поворачивается). И ей не жалко. Надо или придётся за это платить? Честное слово, я не знаю. По идее, да. Но много ли стоят такие «по идее»? Жизнь щедра и великодушна, она всё время дарит и прощает, как отец или мать. Можем ли мы расплатиться со своими родителями? Вряд ли: как бы человек ни пыжился, всё, что бы он ни сделал, никогда и близко не станет соразмерным тому, что он получил от любящих родителей…
Может быть, положению человека в мире присуща радикальная асимметрия: человек получает и даёт, однако жизнь ему даёт неизмеримо, миллионократно больше, чем он может вернуть. Сказано: «Вы куплены, и вы куплены дорогой ценой». Почему за нас столько уплачено? Я пока что не понимаю. Но очень похоже, что так оно и есть.
Из автобиографической рукописи (1986)
|