RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Информация о школе | Воспитательная работа

Воспитательная работа

ЖЕЛЕЗНОВА
Марина Евгеньевна


Координатор по воспитательной работе в средней и старшей школе
Условия для внеурочной работы с обучающимися

В структурном подразделении "Вальдорфская школа им. А.А. Пинского" имеются все условия для внеурочной работы с обучающимися:

Общие принципы воспитательной работы

Основной целью воспитательной работы в школе является воспитание социализированной, информационно-компетентной личности через коммуникативно-деятельностный подход, обеспечение индивидуального прогресса каждого ученика.

 Воспитательная система школы основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, развитии проектных форм организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействии образовательного учреждения с иными образовательными организациями и учреждениями культуры и спорта, социального заказа семьи, учащихся, общества.

 Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы в воспитательной деятельности

 Выделим ряд мероприятий и акций, характеризующих состояние воспитательной работы.

Организация постоянно действующих и временных художественных выставок и экспозиций. В школе сформирована разветвленная культура детского художественного творчества, результаты которого регулярно демонстрируются ученикам других классов, родителям, социальным партнерам. Для этого оборудованы специальные выставочные площади, расположенные в рекреациях первого и третьего этажей, а также на парадной лестнице. Основу экспозиций составляют работы в области живописи, лепки, батика, рисунка. На выставочных стендах представлены рабочие тетради учащихся, минералогические коллекции, собранные в ходе летних экспедиций, произведения лепки и керамики. Временные экспозиции отражают результаты проектной деятельности учащихся. Ряд экспозиций приурочен к календарю важнейших исторических событий. Среди них можно выделить выставки, посвященные 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию Победы в битве под Москвой «Времена не выбирают…», составленные на основе биографических и краеведческих материалов, собранных учениками школы о родственниках и близких, чья жизнь была овеяна горечью 40-х и радостью Победы.

Организация клуба интернациональной дружбы. Его работа проходит на регулярной основе. В заседаниях, проводимых не реже одного раза в месяц, присутствуют не только ученики и учителя, но и родители. На заседания также приглашаются гости из США, Англии, Ирландии, Уэльса, в рамках этих встреч устраиваются праздники, музыкальные гостиные, поэтические вечера, лингвистические фестивали.

В рамках работы клуба организуется регулярный обмен со школами стран изучаемых языков (английский и немецкий). В течение 2008-2012 гг. группы школьников ездили в Йену, Веймар, Дрезден, Кельн, Штуттгарт, Бохум (ФРГ), а также участвовали в школьном обмене со сверстниками из Англии и США. Организация школьных поездок решает целый ряд задач как учебного, так и воспитательного характера. Поездки групп школьников носят разноцелевой характер. На первом этапе (8 класс) — это классные поездки, имеющие целью знакомство со страной изучаемого языка, посещение учебных занятий, реализацию совместных художественно-театральных проектов. На втором этапе (9 класс) — поездка предполагает осуществление предметного целевого проекта (исторической или практико-ремесленной направленности). Так наши школьники участвовали в 2009 году в историческом проекте «Германия и Россия – сравнение двух тоталитарных систем. Свидетельства очевидцев». В 2010 году учащиеся школы совместно со своими сверстниками из Кельна реализовывали музыкально-исторический проект «И.С.Бах и М.П.Мусоргский». В 2011 году группа школьников участвовала совместно со сверстниками из Йены в геодезической практике. – На третьем этапе (10 класс) поездки организуются как индивидуальные социальные практики школьников, стажирующихся в социальноориентированных учреждениях и институтах Германии (детские сады, приюты для престарелых, учреждения для детей-инвалидов, сельскохозяйственные товарищества). Целью такой поездки является не только серьезная языковая практика, но и практическое знакомство с укладом и повседневной жизнью, опыт взаимодействия в незнакомом культурном и социальном контексте.

Школа не только стимулирует общение с зарубежными сверстниками, но и стремится развивать связи с образовательными учреждениями различных регионов РФ. Установлены контакты с Татарстаном, где ученики проходят биологическую практику(2010, 2011 гг.), с Молдавией (обмен творческими делегациями – 2011 г.). Художественные коллективы школы выезжали на гастроли в Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Углич, Нижний Новгород. Летом экспедиции школьников различных классов проводились в Карелии (2009-2011 гг.), Архангельской области (2010 г.), в Крыму (2008-2010 гг.).
В школе традиционными являются творческие фестивали и музыкальные гостиные, на которых учащиеся демонстрируют свои успехи в овладении музыкальными инструментами. Каждый класс школы ежегодно приглашает на театральную постановку, тема которой связана с годовой темой класса.  В 2010 и 2011 гг. школа проводила благотворительные концерты по сбору средств для онкологических больных и детей-инвалидов. Особенно значимым является опыт сотрудничества школы и ряда учеников старших классов с учреждениями, оказывающими помощь детям-инвалидам и детям с особыми потребностями в развитии. Такое взаимодействие развивается в рамках специально проектируемой социальной практики по окончании 10 класса, а также в ходе совместных художественно-театральных проектов, результаты которых представляются на различных фестивалях (например, в рамках фестиваля особых театров «Протеатр»).

В 2010 году школа получила дополнительный пришкольный участок. Работа по благоустройству этой территории явилась важным направлением социальной и воспитательной деятельности школы. Управляющий и ученический совет осуществили ряд совместных акций по воссозданию на новой территории уникальной атмосферы исторического Замоскворечья. Такого рода совместная деятельность учителей, родителей и учеников объединяет школьное сообщество, раскрывает творческие и организационные способности и детей, и взрослых.

Воспитательная система школы включает в себя не только художественно-эстетическое, но и интеллектуально-познавательное направление.
На протяжении 15 лет в школе развивается проектно-исследовательская деятельность, направленная на создание открытой образовательной среды. Одним из результатов этой работы является создание и развитие музея увлекательной науки. На четвертом этаже – в зоне старшей школы - развернута экспозиция, демонстрирующая значение воды в природе и жизни человека, экспонируются приборы, дающие представление об оптических и акустических эффектах. Ряд созданных руками учащихся экспонатов школа передала в обновленный музей Московского образования.

Ученики школы, начиная с третьего класса, принимают участие в интеллектуальных олимпиадах. Более 70% учеников 3-11 классов постоянно участвуют в олимпиадах «Кенгуру» и «Медвежонок». Учащиеся школы являются призерами и победителями окружных олимпиад по английскому и немецкому языку, географии, математике, физике, литературе, дипломантами городских и окружных конкурсов НТТМ, конкурса «Грант Префекта Центрального округа».

Все ученики 8-11 классов вовлечены в систему проектной деятельности. Стало традицией завершать работу проектов фестивалем, на который приглашаются ученики младших классов, родители, учителя школ округа, приезжают старшеклассники партнерской школы г. Ярославля. Три плаката социальной направленности, выполненные учениками в рамках проектной деятельности, были представлены в 2011 году на выставке работ школьников в рамках Всемирного Дня борьбы с наркотиками.

При планировании уроков взаимодействуют все элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация, выводы. Эти же принципы соблюдаются при планировании и проведении экскурсий, образовательных поездок. Каждая экскурсия заранее готовится, проводится беседа с обучающимися, ставятся задачи и цели. После проведения экскурсии подводятся итоги и происходит обмен мнениями. Экскурсионная программа школы обеспечивает успешное освоение учебных программ и актуализирует для старшеклассников основные социальные и общественно-исторические тренды.

К системе воспитательной работы относится также организация и проведение классными руководителями и учителями-предметниками летних практик, создающих условия для развития учеников, их самореализации, а в старших классах  для обоснованного профессионального выбора. В систему школьных практик включены ученики 3-10 классов. Тематика и формат проведения этих практик меняется в зависимости от возраста учащихся. В начальной школе практики направлены на знакомство учеников с различными видами трудовой деятельности, с традиционным бытом и ремеслами народов, населяющих центральную часть России. Характер практики — преимущественно краеведческо-исторический. Обязательными элементами практики в начальной школе являются богатая экскурсионная и музейная программа, поездки по городам Золотого кольца — местам традиционных народных промыслов, участие школьников в ремесленных классах и мастерских, а также реальная трудовая деятельность в течение всего учебного года, связанная с полным циклом производства хлеба и строительства деревянного дома. В основной школе практики носят более учебно-предметный характер и связаны с материалом, изучаемым на уроках истории, биологии, географии. В 5-8 классах ученики задействованы в археологических экспедициях, сельскохозяйственных и экологических практиках, экспедициях, связанных с изучением ландшафтов и сбором минералогических коллекций. Для выполнения задач в рамках практики используются преимущественно выездные формы работы. В течение 7-10 дней ученики не только углубляют свои знания по ботанике, краеведению, минералогии, астрономии, народным ремеслам, ведению сельского хозяйства, жизни домашних животных, уходу за лесными насаждениями, но и получают навыки совместного проживания, самообслуживания, неформального общения, разрешения конфликтных ситуаций, что положительно сказывается на формировании классных коллективов. Особенное значение имеет социальная практика, во время которой учащиеся 10 классов работают в больницах, детских садах, лечебно-педагогических учреждениях, помогают одиноким пенсионерам.

Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы основывается на деятельности спортивных секций и объединений. В школе оборудован спортивный зал, современная спортивная игровая площадка, позволяющие проводить занятия по всем основным игровым видам спорта.
В школе организованы и проводятся межклассные соревнования по пионерболу, настольному теннису, футболу, волейболу, баскетболу. Сборные команды мальчиков и девочек разных возрастов постоянно принимают участие в окружных соревнованиях по волейболу, бегу, шахматам, плаванию.
В школе работает туристический клуб, проводятся регулярные туристические сборы в Подмосковье, организуются походы по Крыму, Северному Кавказу, Краснодарскому краю, летние экспедиции на байдарках (Кировская область, Владимирская область, Карелия, Калужская и Смоленская область). Также в школе создана команда по спортивному туризму с изучением основ аварийно-спасательного дела, которая входит в состав сборной команды Центрального округа и участвует в мероприятиях Всероссийского движения «Школа безопасности».


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35