В школе, 2005 г. В школе (слева-направо: М. Барбер, У. Коноваленко, А. Пинский), 2003 г. Перед исполнением дуэта из оперетты «Сильва», 1997 г. В своём кабинете в школе. Середина 90-х В своём кабинете, начало 2000-х гг. Начало 2000-х гг.
Начало 2000-х г.г. |
Начало 2000-х г.г. |
2006 г. |
2005 г. |
В школе, 2004 г. |
...Торнтон Уайлдер в «Дне восьмом» приводит следующий образ. Старик индеец показывает гостю оборотную сторону цветного тканого коврика – видны разные переплетённые нити, узлы, бесформенные сочетания пёстрых пятен. Потом он переворачивает коврик, и гость видит единый и ясный цветной узор. Старик говорит: «Такова и жизнь человеческая – чтобы увидеть тот цельный узор, который ткётся множеством нитей и узлов жизни, надо перевернуть коврик. Как правило, нам до поры до времени не дано его перевернуть. Тем интереснее порой размышлять над возможным скрытым узором».
При всей суетности и пестроте индивидуальной жизни человека и исторической жизни человечества автор полагает, во-первых, что это есть импульс свободы. А потому, вероятно, не случайно тема образования, являющаяся для автора профессиональной, внутренне сопряглась с темой свободы…
Главный мотив наступающей эпохи – это мотив свободы, главный мировой процесс сегодня – процесс вызревания и становления свободы.
«Образование свободы и несвобода образования» (2001)
Какой образ сможет приобрести школа будущего, отвечающая идее образовательной свободы, не знает, видимо, никто.
«Образование свободы и несвобода образования» (2001)
…«Простой» вопрос: рождается ли ребенок свободным? Ответ: потенциально – да, актуально – нет. Свобода – не «кусочек пустого пространства», но некая медленно расправляющаяся, проклёвывающаяся в человеке внутренняя сила. И это есть, во-первых, активная, творческая и, во-вторых, индивидуальная сила. Свобода не есть способ наиболее эффективно «обороняться, отбиваться от мира», напротив – это способность сделать в мире нечто новое, по-своему...
Педагогика, со всем своим арсеналом «содержания и методов», научных знаний и организационных форм, может убить, заморозить эту потенцию, эту творческую внутреннюю силу или, наоборот, может сохранить, вскормить и взрастить её. Человек, однако, не ангел и не Бог, жизнь земная – не рай, а потому на авансцену выходит вопрос: как возможно организовать «малое» школьное принуждение так, чтобы оно вело человека к постепенному освобождению от тотального внешнего принуждения и одновременно ко всё более полной его индивидуальной интеграции с миром? Проблема педагогики свободы – это не проблема выбора одной из двух крайностей, но проблема мудрого и изящного баланса. Это как скрипач на крыше…
Педагогика свободы – это педагогика свободного человека. Дон Хуан произнес предельно предметную фразу: «Свобода передается единственным путём – от человека к человеку, в точности как заразная болезнь». Если учитель несёт в себе эту «бактерию свободы», то она сядет и на ученика, если нет – таки плохо… Но эта махонькая, слабая «бактерия свободы» может либо укрепляться, либо, наоборот, умерщвляться множеством внешних факторов: наличием либо отсутствием выбора, права и собственности, правдивостью либо лживостью общественного дискурса, мерой морального и культурного роста педагога и его интеллектуальной честности, реальным диапазоном самореализации и самораскрытия (в познании, в искусстве, в управлении), градусом общественного и личного страха – чем угодно, в том числе многоканальным или одноканальным механизмом финансирования. Однако в центре всего, как главное, стоит мысль, <…> могущая быть выраженной в форме сложного личного вопроса, личного и внутреннего: «Учитель, завуч, директор, министр, имярек, знаешь ли ты свободу? Несёшь ли ты в себе свободу? Является ли свобода, твоя и вверенных тебе «пасомых», основной ценностью для тебя?». С этого вопроса начинается педагогика свободы.
«Образование свободы и несвобода образования» (2001)
… Это было года три назад. Я прочитал какую-то вдохновенную статью об истории возникновения Интернета и немедленно купил модем и подключение on-line. Первый раз я вышел в сеть ещё через браузер «Мозаик»...
На мониторе светилось что-то голубое и зелёное, что-то загружалось, мелькало, я полностью не понимал, что происходит, но это было совершенно не важно. У меня было ясное ощущение абсолютно реального чуда. Мне виделось: вот, я в новом мире, в новом пространстве, вся информационная и смысловая оболочка Земли отныне входит через телефонный «джек» в мою квартиру, а я теперь могу плавать, как Гагарин, во всём этом непонятном и дивном космосе.
Сегодня я полагаю, что вся моя последующая деятельность и жизнь в Сети выросли, как из зёрнышка, из того переживания чуда. Более сильное и пускай спорное утверждение: без такого или аналогичного ощущения чуда Сеть ни для кого не станет осмысленной, наполненной.
…«Удивление – начало философии» – этот гносеологический чекан Аристотеля в полной мере относится и к философии Интернета. Есть ли у мира это новое переживание, это фундаментальное удивление по поводу Интернета? Насколько я вижу, оно есть у многих людей бизнеса и искусства, у политиков и инженеров, у многих простых обывателей и, безусловно, у детей. И, что всегда оказывалось для меня поразительным, оно в очень малой мере присутствует у школьного сообщества. И здесь намечается гвоздь проблемы.
Итак. Имеется существующая модель и парадигма системы школьного образования: со своим содержанием и методами обучения, с определённой структурой управления и экономики, отраслевого права (или бесправия?), со своими механизмами воспроизводства (весьма налаженными и жёсткими), контроля (ещё длятся, как выразился Тойнби, «восемь веков экзаменационного кошмара»), со своей образовательной политикой. Попытаемся обобщить. По-марксистски, если угодно. Чем является Интернет в этой модели и парадигме? Ничем. Чем он станет в новой образовательной парадигме? Всем.
Вспомним из Писания: «Уже стоят за дверьми те, кто тебя вынесут». Или иначе: Одиссеев Конь будущего уже пробрался за крепостные троянские стены школы Старого Индустриального Века. Пока что он молча и недвижно стоит за дверьми. За железными дверьми. Кабинета информатики.
«Интернет и школа» (1999)
Любое общее образование, лишённое ориентации на предельные смысловые проблемы, на высшие ценности и смысл бытия, ущербно.
«Образование свободы и несвобода образования» (2001)
|