Спектакль Мастер и Маргарита
Мастерский «Мастер» 11-го
11-й класс, спектакль «Мастер и Маргарита», который состоялся 29 апреля. Перед началом — чувство смешанное: такая «глыба» известного романа, читанного-перечитанного и строчки которого не то чтобы наизусть учены — как будто естественно загадочным образом «впечатаны» куда-то в подсознание: «В белом плаще…», «Абрикосовая дала обильную пену…», «Аннушка уже пролила масло…» — вот это всё и — школьный спектакль? В 11-м, с его бесконечными курсами-пробниками-зачётами-репетиторами, когда, не то что в школу ходить, — вздохнуть некогда?
Первое, что, по сравнению с профессиональными интерпретациями, отмечает сознание — происходящее не режет глаз и слух — персонажи именно или почти те и такие, какими представлял их себе сам, двигаясь по строчкам романа: органичные самим себе и героям. Берлиоза легко представляешь преподающим «то» обществознание, хоть, может, и не так вдохновенно, как теперешнее — Данила Алексеич, но — так же убежденно и убедительно. Бездомному так же внове его поэтическая стезя, принесшая ему какой-то странный успех-неуспех, как и его исполнителю, Сергею, кажется, внове само пребывание на сцене, и это, как ни странно, выглядит тоже убедительно. «Чертовщина», заявленная с самого начала, происходит просто и ненавязчиво, поэтому и воспринимается легко и в самом деле удивляет. Тут надо вообще сказать, что скромность средств, немудреность служит в этом спектакле добрую службу и очень украшает задуманное действо настоящей театральностью.
Отдельных слов заслуживает вся «сатанинская рать». Получился единый слаженный «коллектив в коллективе» под предводительством сами-знаете-кого. Коровьев (Миша), Азазелло (Кирилл), Бегемот (Вася) и Гелла (Рита) — каждый имел характерные чёрточки булгаковских персонажей. А Кот был просто очарователен!
Илюшин Консультант-Профессор-Мессир предстал действительно частью «той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». У него была всамделишная привлекательность, магия воздействия, которая приковывала к себе внимание во всякое его появление на сцене. То ли благодаря этому, то ли вообще по причине глубины осознания и проживания, созданный Ильей образ отпечатан в памяти — цельный и органичный. За что – отдельное спасибо!
Что еще приятно удивило, это решение Га-Ноцри. Если нет достойного исполнителя на эту роль, — нет спектакля (фильма, сериала). Нет смысла затевать вообще всю эту игру — развалится. Любая фальшь — губительна для целого. Очевидно (пусть меня правильно поймут ребята, достойные и талантливые каждый по-своему), что в данной группе участников на роль Йешуа трудно было найти более подходящую кандидатуру, чем Люба. Сказал после премьеры ей и здесь повторю: ощущение бесплотности, чистоты и света, окружающее ее в жизни, создало поразительную правдивость. Спасибо Любе и всем, кто своим пониманием сделал возможной эту роль!
Не меньшей сложности, чем библейский Га-Ноцри, — роли лирических персонажей романа, стоящих в его окончательном названии — ногих мотивов их поступков, и именно поэтому здесь от исполнителей требовалась определенная отвага. Несмотря на все сложности, ребята не «выпали» из серьёзности и глубины, заданной высокой «планкой» нынешнего прочтения, были органичны, и тоже узнаваемы. Слава Богу, что Маргарита (Юля), словно сошедшая с фотографий 20-х годов, предстала более лирической, чем мне представлялось по роману, потому что это было, кажется, правдивее, чем возможное изображение не пережитого бешенства. А Мастер в исполнении Коли, пожалуй, не столь тих и робок в романе, каким он предстал перед нами, но, повторюсь — трудности здесь скорее не актерские, а экзистенциальные. Всё еще будет! И в этой версии тихие герои оказались энергетически «заряжены». Там, где нужно, от ребят по-хорошему «искрило», высекался душевный отклик и в зале. Поэтому – отдельное спасибо!
Отвага, решимость — это то, что можно сказать обо всей работе. Более чем амбициозная задача для классного проекта. И – настоящая удача!
Неожиданно удивительной стала роль Левия Матвея. Интересно было, кого это ребята пригласили в свой спектакль со стороны. Ответ пришел только после поклонов, когда преподносились цветы. Как же я не узнал Настю Лазуткину! А ведь ее способность мгновенного преображения я наблюдал еще в прошлом году на проекте «Пер Гюнт». Браво, Настя!
Понравился добротный сценарий. Говорят, его автор — Анна Юрьевна. Сама она утверждает, что в отборе текстов приняли участие многие.
Замечательная, волшебная эвритмия выглядела естественным продолжением драматических сцен.
Ребята поучаствовали в отрывках самых разных стилей — от эпики и философской фантастики до исторической гротескной жанровости и настоящей лирики. По-моему, удачно.
Ну да, можно говорить и яснее, и громче, да, техническое сопровождение, работа с кулисами могут быть чище. Непонятно только, как этого всего избежать в работе, проходящей в цейтноте и на нервном фоне перечисленных выше обстоятельств. И тем не менее, педагоги, и создававшие и «опекавшие» этот проект — Галина Викторовна Случ и Анна Юрьевна Синягина — сделали всё возможное для встречи ребят с большой литературой, а зрителей — с прекрасным результатом работы их команды. Им удалось действительно создать вокруг спектакля настоящую команду: танцевальную часть «курировала» ученица 10 класса Марина Казачкова; с идеей костюмов и ее воплощением в материале ребятам помогала Татьяна Викторовна Орехова; пластику некоторых сцен помогала создавать наша выпускница Саша Сапарова. Все декорации и сценография продумала и создала (!) Юля Кузина (Маргарита) с технической помощью Владимира Юрьевича Базалия.
Спасибо всем, кто принял участие в проекте 11 класса «Мастер и Маргарита», доказавшим, что «рукописи не горят»!
М.Л.Стародубцев