RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Жизнь школы | Выпускники | Выпуск 2013 года | 2012-2013 | Спектакль Мастер и Маргарита

Спектакль Мастер и Маргарита


Мастерский «Мастер» 11-го
11-й класс, спектакль «Мастер и Маргарита», который состоялся 29 апреля. Перед началом — чувство смешанное: такая «глыба» известного романа, читанного-перечитанного и строчки которого не то чтобы наизусть учены — как будто естественно загадочным образом «впечатаны» куда-то в подсознание: «В белом плаще…», «Абрикосовая дала обильную пену…», «Аннушка уже пролила масло…» — вот это всё и — школьный спектакль? В 11-м, с его бесконечными курсами-пробниками-зачётами-репетиторами, когда, не то что в школу ходить, — вздохнуть некогда?

Первое, что, по сравнению с профессиональными интерпретациями, отмечает сознание — происходящее не режет глаз и слух — персонажи именно или почти те и такие, какими представлял их себе сам, двигаясь по строчкам романа: органичные самим себе и героям. Берлиоза легко представляешь преподающим «то» обществознание, хоть, может, и не так вдохновенно, как теперешнее — Данила Алексеич, но — так же убежденно и убедительно. Бездомному так же внове его поэтическая стезя, принесшая ему какой-то странный успех-неуспех, как и его исполнителю, Сергею, кажется, внове само пребывание на сцене, и это, как ни странно, выглядит тоже убедительно. «Чертовщина», заявленная с самого начала, происходит просто и ненавязчиво, поэтому и воспринимается легко и в самом деле удивляет. Тут надо вообще сказать, что скромность средств, немудреность служит в этом спектакле добрую службу и очень украшает задуманное действо настоящей театральностью.

Отдельных слов заслуживает вся «сатанинская рать». Получился единый слаженный «коллектив в коллективе» под предводительством сами-знаете-кого. Коровьев (Миша), Азазелло (Кирилл), Бегемот (Вася) и Гелла (Рита) — каждый имел характерные чёрточки булгаковских персонажей. А Кот был просто очарователен!

Илюшин Консультант-Профессор-Мессир предстал действительно частью «той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». У него была всамделишная привлекательность, магия воздействия, которая приковывала к себе внимание во всякое его появление на сцене. То ли благодаря этому, то ли вообще по причине глубины осознания и проживания, созданный Ильей образ отпечатан в памяти — цельный и органичный. За что – отдельное спасибо!

Что еще приятно удивило, это решение Га-Ноцри. Если нет достойного исполнителя на эту роль, — нет спектакля (фильма, сериала). Нет смысла затевать вообще всю эту игру — развалится. Любая фальшь — губительна для целого. Очевидно (пусть меня правильно поймут ребята, достойные и талантливые каждый по-своему), что в данной группе участников на роль Йешуа трудно было найти более подходящую кандидатуру, чем Люба. Сказал после премьеры ей и здесь повторю: ощущение бесплотности, чистоты и света, окружающее ее в жизни, создало поразительную правдивость. Спасибо Любе и всем, кто своим пониманием сделал возможной эту роль!

Не меньшей сложности, чем библейский Га-Ноцри, — роли лирических персонажей романа, стоящих в его окончательном названии — ногих мотивов их поступков, и именно поэтому здесь от исполнителей требовалась определенная отвага. Несмотря на все сложности, ребята не «выпали» из серьёзности и глубины, заданной высокой «планкой» нынешнего прочтения, были органичны, и тоже узнаваемы. Слава Богу, что Маргарита (Юля), словно сошедшая с фотографий 20-х годов, предстала более лирической, чем мне представлялось по роману, потому что это было, кажется, правдивее, чем возможное изображение не пережитого бешенства. А Мастер в исполнении Коли, пожалуй, не столь тих и робок в романе, каким он предстал перед нами, но, повторюсь — трудности здесь скорее не актерские, а экзистенциальные. Всё еще будет! И в этой версии тихие герои оказались энергетически «заряжены». Там, где нужно, от ребят по-хорошему «искрило», высекался душевный отклик и в зале. Поэтому – отдельное спасибо!

Отвага, решимость — это то, что можно сказать обо всей работе. Более чем амбициозная задача для классного проекта. И – настоящая удача!
Неожиданно удивительной стала роль Левия Матвея. Интересно было, кого это ребята пригласили в свой спектакль со стороны. Ответ пришел только после поклонов, когда преподносились цветы. Как же я не узнал Настю Лазуткину! А ведь ее способность мгновенного преображения я наблюдал еще в прошлом году на проекте «Пер Гюнт». Браво, Настя!

Понравился добротный сценарий. Говорят, его автор — Анна Юрьевна. Сама она утверждает, что в отборе текстов приняли участие многие.
Замечательная, волшебная эвритмия выглядела естественным продолжением драматических сцен.
Ребята поучаствовали в отрывках самых разных стилей — от эпики и философской фантастики до исторической гротескной жанровости и настоящей лирики. По-моему, удачно.

Ну да, можно говорить и яснее, и громче, да, техническое сопровождение, работа с кулисами могут быть чище. Непонятно только, как этого всего избежать в работе, проходящей в цейтноте и на нервном фоне перечисленных выше обстоятельств. И тем не менее, педагоги, и создававшие и «опекавшие» этот проект — Галина Викторовна Случ и Анна Юрьевна Синягина — сделали всё возможное для встречи ребят с большой литературой, а зрителей — с прекрасным результатом работы их команды. Им удалось действительно создать вокруг спектакля настоящую команду: танцевальную часть «курировала» ученица 10 класса Марина Казачкова; с идеей костюмов и ее воплощением в материале ребятам помогала Татьяна Викторовна Орехова; пластику некоторых сцен помогала создавать наша выпускница Саша Сапарова. Все декорации и сценография продумала и создала (!) Юля Кузина (Маргарита) с технической помощью Владимира Юрьевича Базалия.

Спасибо всем, кто принял участие в проекте 11 класса «Мастер и Маргарита», доказавшим, что «рукописи не горят»!
 М.Л.Стародубцев




Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35