RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Мир природы

АЛЬФРЕД БРЭМ (1829 – 1894)
185 лет со дня рождения
ученый-зоолог, автор сочинения «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»

Знакомство Альфреда Бэма с животным миром развивалось на протяжении всей жизни. Отец Альфреда был большим любителем и знатоком природы. Бывало, по утрам, захватив с собой сыновей, «старый Брэм» отправлялся бродить по окрестным лесам. Во время таких прогулок они наблюдали за жизнью птиц на свободе, знакомились с явлениями окружающего мира. Брэм-отец объяснял сыновьям значения различных явлений, погружая в глубины природного знания, как бы раскрывая перед ними великую Книгу Природы.
С малых лет кроме изучения флоры и фауны Альфред познавал и другие науки. Образованные родители читали своим детям лучшие произведения мировой литературы. Из немецкой литературы особенное внимание уделялось произведениям Шиллера и Гёте. Эти занятия были так увлекательны, что Альфред со временем сам принялся сочинять. Так, совместно с братом Рейнгольдом была сочинена комедия, которая одно время не сходила со сценических подмостков.
Из Альфреда Бэма наверняка вышел бы хороший актёр или даже певец. Он был хорошо подготовлен к тому, чтобы стать зоологом или врачом. Но в 1843 году он неожиданно обращается к изучению архитектуры. Правда, уже через 4 года с изучением архитектуры было покончено после того, как он получил приглашение отправиться в путешествие по Африке.
Многолетнее путешествие началось с того, что Альфред и его спутник слегли в постель после полученного солнечного удара; потом случилось землетрясение, принесшее много ужаса и волнений… В поездке исследователи знакомились с неизвестными ранее сторонами растительного и животного мира, общались с местными жителями. Альфред не только научился говорить по-арабски, но и стал носить местную одежду и даже участвовал в магометанских процессиях, так что арабы считали его совсем своим. В умелых руках Брэма дикие животные (птицы, обезьяны, крокодилы, львица) становились мирными друзьями дома. Способность зоолога приручать зверей удивляла арабов, и они прозвали его колдуном.
Из-за нестабильного материального положения экспедицию пришлось прервать, и чтобы расплатиться с долгами, Брэму пришлось распродать некоторое свое имущество и даже продать любимую верную львицу Бахиду. После 5-летнего отсутствия он оказался наконец-то дома, и теперь уже решение посвятить себя естествознанию и поступить в университет было осознанным и бесповоротным. Об архитектуре речь уже, конечно же, не шла.
В 50-е годы девятнадцатого века началась и его литературная деятельность: «Путевые очерки с северо-восточной Африки», 1855г; «Жизнь птиц», 1861г. После очередного путешествия в 1863 году вышла в свет книга об Абиссинии (так называлась в то время Эфиопия, а Брэм её называл «Африканской Швейцарией») – книга о характере, быте, чувствах, наклонностях животных этой земли.
В том же 1863 году появляется первый том знаменитой «Иллюстрированной жизни животных» (позже будет написан и второй том). Некоторое время А. Брэм был директором Зоологического сада в Гамбурге, потом в качестве устроителя Берлинского Аквариума добивается признания его образцовым. И всё же в управленческой деятельности учёный-зоолог был менее успешен по сравнению с литературным творчеством. Кроме того, он был прекрасным лектором: читал лекции просто, но в высшей степени увлекательно.
В 1876 году Альфред Брэм совершил путешествие по Сибири, в котором познакомился с многими инородами: калмыками, киргизами, остяками, вогулами, самоедами. Это было его последнее путешествие. К сожалению, здоровье было подорвано, и жизнь учёного оборвалась довольно рано, в 55 лет… Но вклад, который Альфред Брэм внёс в естественнонаучное знание, по-прежнему высоко ценится во всём мире.  



ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ

120 лет со дня рождения

(11 февраля 1894 г. – 10 июня 1959 г.)

«Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.

Только малые дети разговаривают с ним на своём языке, и непонятный лепет их сам звучит для нас как журчанье ручья, шелест леса, перекличка птиц. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.

Так со всеми, кто не сохранил в душе ребенка. Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают, да и не хотят понимать его.

Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц. И бессловесный их язык рождает в душе таких людей смутное воспоминание о том далёком времени, когда мы сами были землёй. И чем-то волнуют, чем-то сладки нам эти неясные, эти невыразимые воспоминания. Не потому ли, что скоро опять забудем мы нашу человеческую речь – и превратимся в прах?

Мы не умеем рассказать об этих ощущениях другим людям.

И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно – в стихах они или в прозе, сказка это или строго реалистическая повесть. Эти люди – поэты.

В своих сказках и рассказах они золотым ключом – волшебным ключом любви – открывают нам тайную сокровищницу земли-матери и солнца-отца – отца и матери всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.

В каждом поколении у каждого народа родятся поэты – люди, так же хорошо понимающие бессловесный язык стихий, как и немой язык человеческой души. И каждый из них может обратиться ко всем людям стихами поэтов уже минувших поколений:

Вы, кто любите природу –

Сумрак леса, шёпот листьев

В блеске солнечном долины,

Бурный ливень и метели,

И стремительные реки

В неприступных дебрях бора,

И в горах раскаты грома…

……………………………….

Вам принёс я эти саги…»

                                                                                                               

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

245 лет со дня рождения
(1769 – 1844)

Реалистический талант Ивана Андреевича Крылова получает наиболее живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и ёмкой поэтической миниатюре, название которой – «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются ещё восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя, персонажами в которых нередко выступают животные. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение.
К наиболее известным басням, где главными героями являются представители животного мира, относятся «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Осёл и соловей», «Волк на псарне», «Лисица и виноград» и другие.  
         
 Басня «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
-------------------
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.


Басня «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». –
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею". –
"Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут".
-------------------
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.







Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35