Мир природы
АЛЬФРЕД БРЭМ (1829 – 1894)
185 лет со дня рождения
ученый-зоолог, автор сочинения «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ»
Знакомство Альфреда Бэма с животным миром развивалось на протяжении всей жизни. Отец Альфреда был большим любителем и знатоком природы. Бывало, по утрам, захватив с собой сыновей, «старый Брэм» отправлялся бродить по окрестным лесам. Во время таких прогулок они наблюдали за жизнью птиц на свободе, знакомились с явлениями окружающего мира. Брэм-отец объяснял сыновьям значения различных явлений, погружая в глубины природного знания, как бы раскрывая перед ними великую Книгу Природы.
С малых лет кроме изучения флоры и фауны Альфред познавал и другие науки. Образованные родители читали своим детям лучшие произведения мировой литературы. Из немецкой литературы особенное внимание уделялось произведениям Шиллера и Гёте. Эти занятия были так увлекательны, что Альфред со временем сам принялся сочинять. Так, совместно с братом Рейнгольдом была сочинена комедия, которая одно время не сходила со сценических подмостков.
Из Альфреда Бэма наверняка вышел бы хороший актёр или даже певец. Он был хорошо подготовлен к тому, чтобы стать зоологом или врачом. Но в 1843 году он неожиданно обращается к изучению архитектуры. Правда, уже через 4 года с изучением архитектуры было покончено после того, как он получил приглашение отправиться в путешествие по Африке.
Многолетнее путешествие началось с того, что Альфред и его спутник слегли в постель после полученного солнечного удара; потом случилось землетрясение, принесшее много ужаса и волнений… В поездке исследователи знакомились с неизвестными ранее сторонами растительного и животного мира, общались с местными жителями. Альфред не только научился говорить по-арабски, но и стал носить местную одежду и даже участвовал в магометанских процессиях, так что арабы считали его совсем своим. В умелых руках Брэма дикие животные (птицы, обезьяны, крокодилы, львица) становились мирными друзьями дома. Способность зоолога приручать зверей удивляла арабов, и они прозвали его колдуном.
Из-за нестабильного материального положения экспедицию пришлось прервать, и чтобы расплатиться с долгами, Брэму пришлось распродать некоторое свое имущество и даже продать любимую верную львицу Бахиду. После 5-летнего отсутствия он оказался наконец-то дома, и теперь уже решение посвятить себя естествознанию и поступить в университет было осознанным и бесповоротным. Об архитектуре речь уже, конечно же, не шла.
В 50-е годы девятнадцатого века началась и его литературная деятельность: «Путевые очерки с северо-восточной Африки», 1855г; «Жизнь птиц», 1861г. После очередного путешествия в 1863 году вышла в свет книга об Абиссинии (так называлась в то время Эфиопия, а Брэм её называл «Африканской Швейцарией») – книга о характере, быте, чувствах, наклонностях животных этой земли.
В том же 1863 году появляется первый том знаменитой «Иллюстрированной жизни животных» (позже будет написан и второй том). Некоторое время А. Брэм был директором Зоологического сада в Гамбурге, потом в качестве устроителя Берлинского Аквариума добивается признания его образцовым. И всё же в управленческой деятельности учёный-зоолог был менее успешен по сравнению с литературным творчеством. Кроме того, он был прекрасным лектором: читал лекции просто, но в высшей степени увлекательно.
В 1876 году Альфред Брэм совершил путешествие по Сибири, в котором познакомился с многими инородами: калмыками, киргизами, остяками, вогулами, самоедами. Это было его последнее путешествие. К сожалению, здоровье было подорвано, и жизнь учёного оборвалась довольно рано, в 55 лет… Но вклад, который Альфред Брэм внёс в естественнонаучное знание, по-прежнему высоко ценится во всём мире.
ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ
120 лет со дня рождения
(11 февраля 1894 г. – 10 июня 1959 г.)
«Растения и животные, леса и горы и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми своими голосами. Но мы ему не внемлем.
Только малые дети разговаривают с ним на своём языке, и непонятный лепет их сам звучит для нас как журчанье ручья, шелест леса, перекличка птиц. Детьми мы долго учимся языку взрослых. А когда наконец научаемся выражать свои мысли словами, уже не можем рассказать, о чём мы беседовали с цветами, птицами, облаками: забыли.
Так со всеми, кто не сохранил в душе ребенка. Язык стихий, язык всего мира чужд им: они не понимают, да и не хотят понимать его.
Но много среди нас людей, и взрослыми не утративших связь со своим детством. Жадно внимают они голосам леса и моря, шуму ветра и пенью птиц. И бессловесный их язык рождает в душе таких людей смутное воспоминание о том далёком времени, когда мы сами были землёй. И чем-то волнуют, чем-то сладки нам эти неясные, эти невыразимые воспоминания. Не потому ли, что скоро опять забудем мы нашу человеческую речь – и превратимся в прах?
Мы не умеем рассказать об этих ощущениях другим людям.
И есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребёнка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и всё, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш человеческий язык. И мы, люди, не утратившие любви к бессловесному миру, радуемся их рассказам, всё равно – в стихах они или в прозе, сказка это или строго реалистическая повесть. Эти люди – поэты.
В своих сказках и рассказах они золотым ключом – волшебным ключом любви – открывают нам тайную сокровищницу земли-матери и солнца-отца – отца и матери всей и всяческой жизни. А в той сокровищнице полно неведомых нам красот и чудес.
В каждом поколении у каждого народа родятся поэты – люди, так же хорошо понимающие бессловесный язык стихий, как и немой язык человеческой души. И каждый из них может обратиться ко всем людям стихами поэтов уже минувших поколений:
Вы, кто любите природу –
Сумрак леса, шёпот листьев
В блеске солнечном долины,
Бурный ливень и метели,
И стремительные реки
В неприступных дебрях бора,
И в горах раскаты грома…
……………………………….
Вам принёс я эти саги…»
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
245 лет со дня рождения
(1769 – 1844)
Реалистический талант Ивана Андреевича Крылова получает наиболее живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и ёмкой поэтической миниатюре, название которой – «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются ещё восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя, персонажами в которых нередко выступают животные. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение.
К наиболее известным басням, где главными героями являются представители животного мира, относятся «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Осёл и соловей», «Волк на псарне», «Лисица и виноград» и другие.
Басня «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
-------------------
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Басня «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». –
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею". –
"Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут".
-------------------
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.