Минералогическая практика в Адыгее
У предметов естественно-научного цикла есть одна особенность — их почти невозможно преподавать по книгам, если человек не видел реку, цветы, горы и тд. — если нет собственных переживаний — разбитых о гранитные камни коленок, пересохших от известковой пыли носа и рта, замерзших в горном ручье рук. Это сейчас одна из важнейших черт нашей городской жизни — мы проживаем себя и дорогу от школы и обратно.
Чтобы любить природу, надо её увидеть! Именно эту задачу решает практика. Выезд из обычного городского ритма жизни и встреча с миром не города. В 6-м классе ребята в рамках географии проходят минералогию, рельеф и прочее.
Для проведения практики по минералогии горный район Адыгеи был выбран не случайно. Здесь на небольшой территории представлены:
- Растительность разных природных зон (высотная зональность)
- Горные сооружения, различные по составу и геологическому строению
- Минералы и породы в их естественном месте образования
Одна из задач любой научной практики — научиться внимательно всматриваться в мир.
Наш день был устроен так: все вместе, после завтрака выходим на маршрут — идём, смотрим, замечаем, проговариваем. Затем всё зарисовываем и записываем. Так мы учились вести полевые дневники — не пропустить важное и не фиксировать лишнее.
Что больше всего понравилось? Не перечислить!
В ручье и водопаде искали и нашли пирит! Это «золото дураков» — очень похож внешне на драгоценный металл, но им не является. И нас захватила «золотая лихорадка » !
В руслах рек находили окаменелые остатки кораллов, раковин молюсков, что наглядно свидетельствует — раньше здесь было дно моря. Вот и палеогеография — чем это место было много миллионов лет назад?
Известковые плато предгорий Кавказа в разрезе напоминают сыр с дырками — так много там карстовых пещер. Одно из потрясающих переживаний — посещение пещер. Мы увидели, как медленно и терпеливо вода строит известковые наросты, какие они причудливые, напоминают крылья ангелов, фигуры людей, животных, храмы… А удивительные подземные озера – вода неподвижная и прозрачная создаёт обманчивое впечатление мелководности.
Нам удалось побывать и в рукотворной пещере — это старые штольни. И самое удивительное, там растут кристаллы кальцита — крупные, 10- 15 см. Пещера Али-Бабы!
Некоторым ребятам было довольно трудно находиться и двигаться в узких проходах пещер. Но на помощь им всегда приходили одноклассники и взрослые. Как важно чувствовать локоть товарища!
Огромная благодарность нашему проводнику — родителю нашей школы Александру Лебедеву.
По результатам практики ребята с учителем оформили выставку из находок и описаний из полевых дневников.