RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Педагогика | Методические материалы | Гуманитаризация образования на основе комплексного освоения социокультурной среды города

Гуманитаризация образования на основе комплексного освоения социокультурной среды города

Городская инновационная площадка « Гуманитаризация образования на основе комплексного освоения социокультурной среды города».Руководитель Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зам. директора по научной работе ФГНУ «Институт художественного образовании» РАО.

«Поднявшись по лестнице познаний, мы видим, что она полна глубочайшей ценности…Сущность познания, как и сущность творчества, в их смысле…
Познание и творчество вытаскивают друг друга из одной бездны, в которую, тем не менее они погружены». А. Белый

Гуманитаризация ( от лат. Humanitus — «свойственный человеческой природе»)как целостная концепция ориентирована на решение таких важных социальных проблем, как воспитание культурно развитого человека, уважающего родной язык, знающего культуру своей страны и того региона, где он живет, уважающего другие страны и их культуру, в том числе не испытывающего проблем в освоении иностранных языков, а также юридически грамотного и разбирающегося в вопросах экономики. Она предполагает сущностное изменение всех компонентов образования: целей, содержания, методов, моделей, технологий. Специфика состоит в принципиальной опоре на представления о приоритетности гуманитарного знания и приобщения к искусству в образовании, его фундаментальности, определяемой глубоким освоением философских идей через изучение и теоретический анализ достаточно большого блока научных и художественных текстов, погружение в пространство культуры, которая осознается как высокая духовная ценность.
Деятельность площадки направлена на разработку механизмов управления качеством образования, что предполагает: сближение двух парадигм современного образования — естественно-научного и гуманитарного; освоение новых интегрированных технологий обучения; активное приобщение школьников к освоению социокультурного пространства столичного региона в условиях системно-деятельностного подхода и взаимодействии базового и дополнительного образования; развитие здоровьесберегающей среды и среды общения в образовательном учреждении.
Цель – подготовка и воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Именно на это направлен новый СТАНДАРТ качества образования, в котором предлагается повысить требования к самому процессу работы образовательных учреждений и педагогического коллектива, в частности.

Задача — повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников).

При этом не предполагается увеличение часов на предметы гуманитарного цикла, а предлагаются адекватные шаги, направленные на интеграцию предметов естественнонаучного цикла с гуманитарным и художественно-эстетическим блоками, что само по себе предполагает развитие культуры ученика и учителя, формирование их мировоззренческих представлений, ориентированных на научную, этическую и художественную сторону образования.

Иначе говоря, проблема гуманитаризации образования предполагает сближение ТВ обучении двух парадигм познания – естественнонаучной и гуманитарной, которые в настоящее время идут в образовании параллельно.
Гуманитаризация подразумевает и изменение технологий управления образованием, и смену технологий обучения в направлении не накопление знаний, а на освоение технологий самообучения (умения учиться),самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (это относится как к ученику, так и к учителю).

Основой освоения и присвоения любых знаний и представлений обучающихся становятся три главных сферы «человеческой жизни»:
1.сфера творчества, базой которой служат чувства и красота;
2.сфера знаний, опирающаяся на мышление и истину;
3.сфера практической жизни, основывающаяся на воле и общем благе.
(Соловьев С. М. Философские начала цельного знания , 1897)

Данная концепция следует направлению, которое активно разрабатывается во многих странах Европы. Отношение к предметам гуманитарного цикла в Европе отвечает положениям международной организации ЮНЕСКО, в документах которой указывается :Образование должно быть, прежде всего фактором развития сознания… Мы имеем в виду прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека и для которых наука и технология должны быть лишь средствами. В числе этих ценностей — достоинство человека, любовь к ближнему, гармония с природой, то есть ценности, которые, несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху».

В девятом классе французской школы в обязательном учебном плане на гуманитарные предметы отводится вдвое больше времени, чем на естественно-математтические.В немецких гимназиях родной и иностранный язык, история, география, предметы эстетического цикла занимают 60% учебного времени, в Италии – до 50%.
В рамках программы по гуманитаризации осуществляется тесная связь предметов основного цикла с блоком дополнительного образования. Эффективным направлением признано организация занятий в разновозрастных группах (возможно расширение до разновозрастной семейной группы).

Особое внимание обращается на создание эстетико-коммуникативной среды урока, что подразумевает:
1.сферу творческого взаимодействия;
2.сферу развития творческой активности учащихся в эстетико-коммуникативной деятельности.
3.сферу межличностного общения.

Комплексный образовательный блок для 5 класса по теме
«Человек - мера всех вещей»

Комплексный образовательный блок для 6 класса по теме
«Средневековый город»

Комплексный образовательный блок для 9 класса по теме

"Движение"

Безотметочное оценивание на уровне начального общего образования

А всё-таки она вертится

 



    



Мероприятия


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35