Гуманитаризация образования на основе комплексного освоения социокультурной среды города
Городская инновационная площадка « Гуманитаризация образования на основе комплексного освоения социокультурной среды города».Руководитель Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зам. директора по научной работе ФГНУ «Институт художественного образовании» РАО.
«Поднявшись по лестнице познаний, мы видим, что она полна глубочайшей ценности…Сущность познания, как и сущность творчества, в их смысле…
Познание и творчество вытаскивают друг друга из одной бездны, в которую, тем не менее они погружены». А. Белый
Гуманитаризация ( от лат. Humanitus — «свойственный человеческой природе»)как целостная концепция ориентирована на решение таких важных социальных проблем, как воспитание культурно развитого человека, уважающего родной язык, знающего культуру своей страны и того региона, где он живет, уважающего другие страны и их культуру, в том числе не испытывающего проблем в освоении иностранных языков, а также юридически грамотного и разбирающегося в вопросах экономики. Она предполагает сущностное изменение всех компонентов образования: целей, содержания, методов, моделей, технологий. Специфика состоит в принципиальной опоре на представления о приоритетности гуманитарного знания и приобщения к искусству в образовании, его фундаментальности, определяемой глубоким освоением философских идей через изучение и теоретический анализ достаточно большого блока научных и художественных текстов, погружение в пространство культуры, которая осознается как высокая духовная ценность.
Деятельность площадки направлена на разработку механизмов управления качеством образования, что предполагает: сближение двух парадигм современного образования — естественно-научного и гуманитарного; освоение новых интегрированных технологий обучения; активное приобщение школьников к освоению социокультурного пространства столичного региона в условиях системно-деятельностного подхода и взаимодействии базового и дополнительного образования; развитие здоровьесберегающей среды и среды общения в образовательном учреждении.
Цель – подготовка и воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Именно на это направлен новый СТАНДАРТ качества образования, в котором предлагается повысить требования к самому процессу работы образовательных учреждений и педагогического коллектива, в частности.
Задача — повышение воспитательного потенциала содержания образования (на основе проекта Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников).
При этом не предполагается увеличение часов на предметы гуманитарного цикла, а предлагаются адекватные шаги, направленные на интеграцию предметов естественнонаучного цикла с гуманитарным и художественно-эстетическим блоками, что само по себе предполагает развитие культуры ученика и учителя, формирование их мировоззренческих представлений, ориентированных на научную, этическую и художественную сторону образования.
Иначе говоря, проблема гуманитаризации образования предполагает сближение ТВ обучении двух парадигм познания – естественнонаучной и гуманитарной, которые в настоящее время идут в образовании параллельно.
Гуманитаризация подразумевает и изменение технологий управления образованием, и смену технологий обучения в направлении не накопление знаний, а на освоение технологий самообучения (умения учиться),самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (это относится как к ученику, так и к учителю).
Основой освоения и присвоения любых знаний и представлений обучающихся становятся три главных сферы «человеческой жизни»:
1.сфера творчества, базой которой служат чувства и красота;
2.сфера знаний, опирающаяся на мышление и истину;
3.сфера практической жизни, основывающаяся на воле и общем благе.
(Соловьев С. М. Философские начала цельного знания , 1897)
Данная концепция следует направлению, которое активно разрабатывается во многих странах Европы. Отношение к предметам гуманитарного цикла в Европе отвечает положениям международной организации ЮНЕСКО, в документах которой указывается :Образование должно быть, прежде всего фактором развития сознания… Мы имеем в виду прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека и для которых наука и технология должны быть лишь средствами. В числе этих ценностей — достоинство человека, любовь к ближнему, гармония с природой, то есть ценности, которые, несмотря на их древность, способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху».
В девятом классе французской школы в обязательном учебном плане на гуманитарные предметы отводится вдвое больше времени, чем на естественно-математтические.В немецких гимназиях родной и иностранный язык, история, география, предметы эстетического цикла занимают 60% учебного времени, в Италии – до 50%.
В рамках программы по гуманитаризации осуществляется тесная связь предметов основного цикла с блоком дополнительного образования. Эффективным направлением признано организация занятий в разновозрастных группах (возможно расширение до разновозрастной семейной группы).
Особое внимание обращается на создание эстетико-коммуникативной среды урока, что подразумевает:
1.сферу творческого взаимодействия;
2.сферу развития творческой активности учащихся в эстетико-коммуникативной деятельности.
3.сферу межличностного общения.
Комплексный образовательный блок для 5 класса по теме
«Человек - мера всех вещей»
Комплексный образовательный блок для 6 класса по теме
«Средневековый город»
Комплексный образовательный блок для 9 класса по теме
"Движение"
Безотметочное оценивание на уровне начального общего образования