RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Педагогика | Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика


ИСТОРИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в немецком городе Штутгарте.

 

СТОЛЕТИЕ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Диалог педагогических культур: вызовы времени и вальдорфская педагогика

Основные особенности:

  • специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
  • принцип несменяемости классного учителя, который "ведет" свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения; классный учитель ключевым образом влияет — разумеется, в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями — на учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; «для ребенка учитель много важней предмета»;
  • возрождение традиции устного рассказывания, материалом для которого учителю служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); в младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время главного урока; театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс;
  • выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования, а также рукоделия и ремесел; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
  • установка на отсутствие разделения по социально-материальному признаку; «вальдорфская школа — школа для всех»;
  • отмена системы отметок в баллах; отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может развиваться свободно и беспрепятственно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
  • введение «гигиенической организации преподавания»; занятия сориентированы на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3 - 4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение «эпохи».
  • преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
  • еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя; этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;
  • совместная работа родителей и учителей, посвященная выработке общего понимания задач образования.

    Соответствует ли вальдофская школа сегодня потребностям будущего? Статья А. Лизякиной

Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35