RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Педагогика | Подготовка учителей

Подготовка учителей

Вальдорфская педагогика предъявляет серьезные требования к личным качествам и способностям учителя, поэтому соответствующая подготовка учителей является для вальдорфских школ жизненной необходимостью. Традиционная университетская педагогическая подготовка, направленная в первую очередь на получение теоретических знаний в области педагогики и отдельных учебных предметов, недостаточна и не соответствует требованиям вальдорфской школы. Здесь главное — пробудить в будущем учителе вдохновение, энтузиазм в отношении к своей профессии, основанный на понимании растущего, становящегося человека, и способность к плодотворному взаимодействию с ним. По этому поводу Штайнер говорил следующее: «В процессе того, что должно будет занять место сегодняшних экзаменов на педагогическую специальность, нужно будет установить одно: в состоянии ли взрослый человек, имеющий дело с воспитанием и обучением растущего и становящегося человека, установить с ним личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь; в состоянии ли он, всем своим образом мыслей, погрузиться в душу и во все существо становящегося человека. Тогда он станет не учителем чтения, математики, рисования и т.д., но подлинным ваятелем развивающегося, становящегося человека».
 
Отсюда видно, что речь здесь идет не столько о передаче педагогических знаний, сколько о пробуждении способностей и формировании личности учителя как таковой. Научной основой такого образования является общая и педагогическая антропология, направленные на расширенное понимание человеческого существа в целом и на понимание процессов становления и развития в условиях воспитания и образования. Дидактика и методика преподавания отдельных предметов, особенности построения учебного плана школы в целом изучаются на основе этого педагогически ориентированного человековедения, дающего ключ к дальнейшему углублению и конкретизации, например, к дифференциации обучения с учетом конституции детей, к возникающим в связи с этим особым терапевтическим задачам, к практике воспитания воли, характера, фантазии и мышления, развития моральных сил ребенка и проч. Предметно-научный курс дает будущему учителю широкое знание языка, ботаники, зоологии, истории культуры и других областей, необходимых для широкого образовательного кругозора, в котором учитель нуждается для своей дальнейшей работы.
 
Особое место занимает цикл занятий различными видами искусства, в которых студенты (будущие вальдорфские педагоги) упражняются постоянно на протяжении всего обучения. Это живопись, пластицирование, художественная речь и театр, музыка и пение. Музыкальность и артистичность — два основных качества, которые, согласно Штайнеру, должны быть присущи вальдорфскому учителю.
 
Подобное образование зарубежом дают специальные институты и курсы, длящиеся, как правило, не менее 2 лет в ритме ежедневных занятий. В России пока существует только подготовка вальдорфских учителей в форме повышения педагогической квалификации (либо раз в неделю, как это происходит на курсах Московского Центра вальдорфской педагогики, или периодически, по целой неделе, как это делается в Санкт-Петербургском "Вальдорфском педагогическом семинаре" и Периодическом семинаре в Ярославле.

Положение о внутренней системе переподготовки учителей

Опыт развития эмоционального интеллекта и социальных способностей в школе презентация

Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35