Главная | Педагогика | Подготовка учителей
Подготовка учителей
Вальдорфская педагогика предъявляет серьезные требования к личным качествам и способностям учителя, поэтому соответствующая подготовка учителей является для вальдорфских школ жизненной необходимостью. Традиционная университетская педагогическая подготовка, направленная в первую очередь на получение теоретических знаний в области педагогики и отдельных учебных предметов, недостаточна и не соответствует требованиям вальдорфской школы. Здесь главное — пробудить в будущем учителе вдохновение, энтузиазм в отношении к своей профессии, основанный на понимании растущего, становящегося человека, и способность к плодотворному взаимодействию с ним. По этому поводу Штайнер говорил следующее: «В процессе того, что должно будет занять место сегодняшних экзаменов на педагогическую специальность, нужно будет установить одно: в состоянии ли взрослый человек, имеющий дело с воспитанием и обучением растущего и становящегося человека, установить с ним личностно активную, плодотворную для этого становящегося человека связь; в состоянии ли он, всем своим образом мыслей, погрузиться в душу и во все существо становящегося человека. Тогда он станет не учителем чтения, математики, рисования и т.д., но подлинным ваятелем развивающегося, становящегося человека».
Отсюда видно, что речь здесь идет не столько о передаче педагогических знаний, сколько о пробуждении способностей и формировании личности учителя как таковой. Научной основой такого образования является общая и педагогическая антропология, направленные на расширенное понимание человеческого существа в целом и на понимание процессов становления и развития в условиях воспитания и образования. Дидактика и методика преподавания отдельных предметов, особенности построения учебного плана школы в целом изучаются на основе этого педагогически ориентированного человековедения, дающего ключ к дальнейшему углублению и конкретизации, например, к дифференциации обучения с учетом конституции детей, к возникающим в связи с этим особым терапевтическим задачам, к практике воспитания воли, характера, фантазии и мышления, развития моральных сил ребенка и проч. Предметно-научный курс дает будущему учителю широкое знание языка, ботаники, зоологии, истории культуры и других областей, необходимых для широкого образовательного кругозора, в котором учитель нуждается для своей дальнейшей работы.
Особое место занимает цикл занятий различными видами искусства, в которых студенты (будущие вальдорфские педагоги) упражняются постоянно на протяжении всего обучения. Это живопись, пластицирование, художественная речь и театр, музыка и пение. Музыкальность и артистичность — два основных качества, которые, согласно Штайнеру, должны быть присущи вальдорфскому учителю.
Подобное образование зарубежом дают специальные институты и курсы, длящиеся, как правило, не менее 2 лет в ритме ежедневных занятий. В России пока существует только подготовка вальдорфских учителей в форме повышения педагогической квалификации (либо раз в неделю, как это происходит на курсах Московского Центра вальдорфской педагогики, или периодически, по целой неделе, как это делается в Санкт-Петербургском "Вальдорфском педагогическом семинаре" и Периодическом семинаре в Ярославле.