Земледелие
До третьего класса ребенок учился и созревал прежде всего благодаря подражанию всему, что находилось в его окружении.
Около 9 лет происходит переломный момент в жизни ребенка, он в значительной степени теряет способность к подражанию, и впервые психологически переживает свою отделенность от окружения, с которым нужно найти новый способ связи. Ребенок переживает кризис одиночества: его глаза уже не так мечтательны и подвижны, взгляд его стал спокойнее.
Опытный наблюдатель может также заметить, что ребенок чувствует в себе крепкую, уверенную силу, которая теперь не покидает его, и на которую он раньше не обращал внимания. Теперь ему нужно помочь, чтобы он правильным образом пришел себе «новому», к своей новой силе «Я». Эту особую ситуацию в развитии ребенка учитывает учебная программа вальдорфской школы.
Помощью для подрастающего ребенка будет и стихи о природе, которые поддержат и разовьют должным образом чувства ребенка, и содержание рассказов о ремеслах, где речь идет о профессиях и работе, и сама практическая деятельность в разных видах ремесел (земледелие, ткачество, гончарное дело, обработка шерсти, работа с деревом, строительство), и изучение свойств основных частей речи, - глагола, существительного, прилагательного, особенно глагола, и содержание рассказов Ветхого Завета.
Одной из первых проходит эпоха «Земледелие», где рассматривается и труд крестьянина-земледельца, как он выращивает хлеб, и рассказывается о всех злаках и особенностях их выращивания.
Материал изучается не только теоретически, но есть и работа на земле: мы едем в дружественное хозяйство «Вилар» пахать плугом (его несколько лет назад ребята вместе с родителями сами сделали на уроках ручного труда), сажать озимую рожь и жать серпом созревший лен или несжатые хлеба.
Завершилась эпоха «Земледелия» экскурсией «Хлеб – всему голова» в музее «Живая история» с мастер-классом по выпечке хлеба.