Студия блокфлейты для взрослых
Ирина Владимировна Смулевич, педагог блокфлейты и сольфеджио школы им. А.А. Пинского, приглашает всех желающих для занятий блокфлейтой.
Занятия 1 года обучения будут проходить по четвергам в 9:00 в школе на Стремянном, кабинет 501.
Так же после собеседования с педагогом можно присоединиться к группам других годов обучения.
Все вопросы и запись по тел. 8 (926) 232-33-71 Ирина Владимировна.
Школа – живой организм, в нем рождаются свои традиции, внутренние устои, точки опоры. Главный устой нашей школы – то, что она является сообществом детей, родителей и учителей, находящихся в открытых личных отношениях. Поэтому, в нашей школе необычно много дел, которые объединяют родителей.
В Вальдорфской школе искусству всегда принадлежит важная роль. Родители, разделяющие позицию школы в отношении значимости музыки, изобразительного искусства, ремесла и рукоделия проявляют интерес к этим занятиям и участвуют в них, сперва вместе с детьми, а потом, нередко это становится их собственным увлечением на многие годы. Занимаясь тем, что их увлекает, взрослые поддерживают интерес и у детей, вовлекая их в совместную деятельность.
Вот на такой благоприятной почве начались десять лет назад занятия блокфлейтой со взрослыми.
/ Блокфлейта – это исторический инструмент, продольная флейта, особенно популярная в XV -XVII вв.; существует огромный список произведений, написанных специально для этого инструмента выдающимися композиторами Ренессанса и Барокко, в том числе Палестриной, Лассо, Данстейблом, Бахом, Телеманом; блокфлейта еще недавно была мало известна в нашей стране, но сейчас этот инструмент стремительно преобретает популярность./
Несмотря на то, что блокфлейта - полноценный концертный инструмент, обладающий неповторимым тембром, освоение первоначальной техники игры на ней значительно легче, чем на любом современном инструменте, с чем и связано ее значение для уроков музыки, особенно в младших классах.
Первая группа родителей (скажем прямо, это были исключительно мамы) пожелавших заниматься блокфлейтой, довольно приблизительно представляя себе цель занятий, – кто-то хотел помочь сыну или дочке осваивать этот инструмент, кто-то совместно музицировать с ребенком, играть простые песенки и каноны и т.д. Невзирая на то, что цели были самые скромные, наши занятия с самого начала были серьезными - мы занимались постановкой дыхания, неуклонно работали над качеством звука – то есть занимались основами звукоизвлечения. Казалось бы, что это избыточно в работе со взрослыми, которые, может быть, и позанимаются то недолго, но это была удачная интуиция, которая принесла успех нашему начинанию.
Через полтора-два года занятий наш серьезный способ работы принес плоды в виде чистой интонации. Ансамбль зазвучал красиво и полноценно. Это, естественно, стало источником вдохновения, а также положило начало новому витку развития этого ансамбля, и
«блокфлейтового движения» в школе: участницы, до этих пор игравшие на блокфлейтах – сопрано, набрались решимости и выбрали, кроме сопрано, альт, тенор и бас, и образовали 4-х голосный ансамбль (консорт). Это потребовало разнообразных усилий, но открыло доступ ко всей литературе для блокфлейты, которая написана если не для соло, то для консорта. С этого момента возрастание исполнительского мастерства ансамбля зависело только от упорства в самостоятельных занятиях. Все эти подробности важны постольку, поскольку следующие ансамбли в точности повторили логику развития первого.
Как только ансамбль мам добился первых результатов, он начал выступать на школьных музыкальных вечерах вместе с детьми. Это вызывало интерес, сперва больше из-за необычности ситуации, но по мере того, как становилось очевидным, что эти взрослые люди упорно занимаются, чтобы играть все более сложную и интересную музыку, совершенствовать мастерство и, что главное, им это удается, все больше и больше родителей стали понимать, что их привлекает возможность качественно играть серьезную музыку. Реальность нашей музыкальной жизни продемонстрировала то, что никто из нас, и автор статьи в том числе, не мог предвидеть – взрослым людям оказалась жизненно важна художественная деятельность, важен процесс совершенствования мастерства, участие в исполнении музыкальных произведений. И все это независимо от способностей, наличия музыкального образования. Сначала пьесы были несложными, но оказалось интересно и увлекательно работать над ними глубоко и подробно, раскрывая их музыкальное содержание. Наиболее впечатляющим оказался рост и развитие качества исполнения, выразительности, и чистоты строя, который все могли наблюдать.
Ансамбли взрослых – обязательные участники блокфлейтовых музыкальных гостиных.Более опытные принимают участие в концертах на площадках города- в библиотеках, музеях, школах.
Конечно, не все, кто начал заниматься, остались. Но те, кто прошли первый этап пути, уходят редко. Сейчас в школе уже четыре ансамбля с постоянным составом и еще три группы начинающих. В общей сложности около тридцати пяти мам и пап занимаются блокфлейтой.
Как уже было сказано, основой успеха была установка на «профессиональное» отношение – не в смысле уровня достижений, а в смысле требовательности к качеству того малого, что мы делаем. Еще одна сложность, которую мы счастливо преодолели, была неспособность взрослых жительниц мегаполиса, значительно закрепощенных телесно, к грудо-брюшному дыханию, необходимому для полноценного звукоизвлечения. К счастью, многолетний опыт занятий двигательно-музыкальной практикой, называемой Музыкальное движение, в студии
«Гептахор» помог руководителю блокфлейтового ансамбля разрешить эту проблему с помощью определенной системы дыхательных упражнений, с которых всегда начинаются занятия.
По нашему мнению, важнейшим фактором включенности и мотивации к занятиям и у взрослых и у детей является единая музыкальная среда, в которой наглядно представлены все уровни владения инструментом: занятия начального этапа у детей и у взрослых, взрослые любители более высокого уровня и ансамбль старшей школы, профессиональное исполнительство. Каждому открыта дорога к возрастанию.
Все, занимающиеся блокфлейтой – постоянные посетители этих концертов. Последние несколько лет в этих концертах принимают участие и наши взрослые ансамбли.
Таким образом, в школе сложилась сообщество детей, родителей и учителей, заинтересованно занимающихся музыкальным исполнительством, следящих за творческим ростом друг друга, среда друзей, понимающих и разделяющих увлечение музыкой и находящих в этом творческий импульс всей своей жизни, слушающих музыку не только как слушатели, но и как люди посвященные.
«Блокфлейтовое движение» стало заметно в школе. В течение учебного года каждую четверть проводятся так называемые Музыкальные гостиные. Музыкальная гостиная в нашей школе – это музыкальный вечер, на котором исполняются вновь выученные произведения. Определенное строение и ведение этих концертов позволяет ясно видеть и слышать, как развиваются ансамбли и отдельные исполнители. Трудно преувеличить воздействие этих впечатлений: они служат воодушевлению, вдохновению, укрепляют сомневающихся в своих силах, приносят удовлетворение и радость от того, что усилия так явно вознаграждаются. Уровень владения блокфлейтой очень вырос за эти годы в масштабах школы в целом, вся школа стала играть гораздо лучше. Дети и взрослые, могут поменять ансамбль в соответствии с возросшим мастерством, могут освоить новую флейту , могут составить дуэт, трио или иной ансамбль для исполнения понравившегося произведения. Наши «Гостиные» становятся настоящим праздником, встречей друзей и соратников. Достаточно сказать, что уже несколько лет мы проводим их только в актовом зале школы, чтобы вместить всех слушателей и исполнителей.
Отдельно проводим взрослые гостиные.
В ходе развития блокфлейтового движения общее «поле взаимодействия» детей и родителей приобрело новое качество. Действительно, нередко занимаются несколько членов одной семьи. Если родители начинают раньше, то детей почти не приходится учить, то же самое, если уже занимается старший ребенок и приходит следующий. Складываются семейные ансамбли, кроме блокфлейты, нередко включающие гитару. Совместные занятия, выступления, поездки становятся общим «материалом жизни» семьи, общим интересом, направлением движения, языком общения.
Важнейшая задача в отношении ребенка и молодого человека – введение его в мир культуры, передача ему культурных ценностей и норм. Детство и юность, школьные годы – время, когда мы можем надеяться на то,что культурные и духовные ценности будут присвоены личностью и не окажутся внешними, наносными и непрочными. Это, как мы знаем, задача сложная и тонкая. Тем важнее для ее успешного решения союз школы и семьи.
Как устроены наши занятия.
Один раз в неделю происходит общая репетиция ансамбля. Несмотря на групповую форму работы, а отчасти благодаря ей, каждый участник получает от педагога «обратную связь», необходимую для продолжения самостоятельной домашней работы. Основы музыкальной грамоты, воспитание ритмического чувства включаются в урок по мере необходимости. Периодически возможны индивидуальные занятия. Ансамбли с постоянным составом, они же более опытные, получают консультации у В.Н. Парунцева.