RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Студия блокфлейты для взрослых

Школа - живой организм, в нем рождаются свои традиции, внутренние устои , точки опоры. Главный устой нашей школы – то, что она является сообществом детей, родителей и учителей, находящихся в открытых личных отношениях. Поэтому, в нашей школе необычно много дел, которые объединяют родителей.

В Вальдорфской школе искусству всегда принадлежит важная роль. Родители, разделяющие позицию школы в отношении значимости музыки, изобразительного искусства, ремесла и рукоделия проявляют интерес к этим занятиям и участвуют в них, сперва вместе с детьми, а потом, нередко это становится их собственным увлечением на многие годы. Занимаясь тем, что их увлекает, взрослые поддерживают интерес и у детей, вовлекая их в совместную деятельность.

Вот на такой благоприятной почве начались десять лет назад занятия блокфлейтой со взрослыми.

/ Блокфлейта – это исторический инструмент, продольная флейта, особенно популярная в XV -XVII вв.; существует огромный список произведений, написанных специально для этого инструмента выдающимися композиторами Ренессанса и Барокко, в том числе Палестриной, Лассо, Данстейблом, Бахом, Телеманом; блокфлейта еще недавно была мало известна в нашей стране, но сейчас этот инструмент стремительно преобретает популярность./

Несмотря на то, что блокфлейта - полноценный концертный инструмент, обладающий неповторимым тембром, освоение первоначальной техники игры на ней значительно легче, чем на любом современном инструменте, с чем и связано ее значение для уроков музыки, особенно в младших классах.

Первая группа родителей (скажем прямо, это были исключительно мамы) пожелавших заниматься блокфлейтой, довольно приблизительно представляя себе цель занятий, – кто-то хотел помочь сыну или дочке осваивать этот инструмент, кто-то совместно музицировать с ребенком, играть простые песенки и каноны и т.д. Невзирая на то, что цели были самые скромные, наши занятия с самого начала были серьезными - мы занимались постановкой дыхания, неуклонно работали над качеством звука – то есть занимались основами звукоизвлечения. Казалось бы, что это избыточно в работе со взрослыми, которые, может быть, и позанимаются -то недолго , но это была удачная интуиция, которая принесла успех нашему начинанию.

Через полтора-два года занятий наш серьезный способ работы принес плоды в виде чистой интонации. Ансамбль зазвучал красиво и полноценно. Это, естественно, стало источником вдохновения, а также положило начало новому витку развития этого ансамбля, и « блокфлейтового движения» в школе: участницы, до этих пор игравшие на блокфлейтах – сопрано, набрались решимости и выбрали, кроме сопрано, альт, тенор и бас, и образовали 4-х голосный ансамбль (консорт ). Это потребовало разнообразных усилий, но открыло доступ ко всей литературе для блокфлейты, которая написана если не для соло, то для консорта. С этого момента возрастание исполнительского мастерства ансамбля зависело только от упорства в самостоятельных занятиях. Все эти подробности важны постольку, поскольку следующие ансамбли в точности повторили логику развития первого.

Как только ансамбль мам добился первых результатов, он начал выступать на школьных музыкальных вечерах вместе с детьми. Это вызывало интерес, сперва больше из-за необычности ситуации, но по мере того, как становилось очевидным, что эти взрослые люди упорно занимаются, чтобы играть все более сложную и интересную музыку, совершенствовать мастерство и, что главное, им это удается, все больше и больше родителей стали понимать, что их привлекает возможность качественно играть серьезную музыку. Реальность нашей музыкальной жизни продемонстрировала то, что никто из нас, и автор статьи в том числе, не мог предвидеть – взрослым людям оказалась жизненно важна художественная деятельность, важен процесс совершенствования мастерства, участие в исполнении музыкальных произведений. И все это независимо от способностей, наличия музыкального образования. Сначала пьесы были несложными, но оказалось интересно и увлекательно работать над ними глубоко и подробно, раскрывая их музыкальное содержание. Наиболее впечатляющим оказался рост и развитие качества исполнения, выразительности, и чистоты строя, который все могли наблюдать.

Ансамбли взрослых - обязательные участники блокфлейтовых музыкальных гостиных.Более опытные принимают участие в концертах на площадках города- в библиотеках, музеях, школах.
Конечно, не все, кто начал заниматься, остались. Но те, кто прошли первый этап пути, уходят редко. Сейчас в школе уже четыре ансамбля с постоянным составом и еще три группы начинающих. В общей сложности около тридцати пяти мам и пап занимаются блокфлейтой.

Как уже было сказано, основой успеха была установка на «профессиональное» отношение – не в смысле уровня достижений, а в смысле требовательности к качеству того малого, что мы делаем. Еще одна сложность, которую мы счастливо преодолели, была неспособность взрослых жительниц мегаполиса, значительно закрепощенных телесно, к грудо-брюшному дыханию, необходимому для полноценного звукоизвлечения. К счастью, многолетний опыт занятий двигательно-музыкальной практикой, называемой Музыкальное движение, в студии « Гептахор» помог руководителю блокфлейтового ансамбля разрешить эту проблему с помощью определенной системы дыхательных упражнений, с которых всегда начинаются занятия.

По нашему мнению, важнейшим фактором включенности и мотивации к занятиям и у взрослых и у детей является единая музыкальная среда, в которой наглядно представлены все уровни владения инструментом: занятия начального этапа у детей и у взрослых, взрослые любители более высокого уровня и ансамбль старшей школы, профессиональное исполнительство. Каждому открыта дорога к возрастанию.

Все, занимающиеся блокфлейтой - постоянные посетители этих концертов. Последние несколько лет в этих концертах принимают участие и наши взрослые ансамбли.

Таким образом, в школе сложилась сообщество детей, родителей и учителей, заинтересованно занимающихся музыкальным исполнительством, следящих за творческим ростом друг друга, среда друзей , понимающих и разделяющих увлечение музыкой и находящих в этом творческий импульс всей своей жизни, слушающих музыку не только как слушатели, но и как люди посвященные.

«Блокфлейтовое движение» стало заметно в школе. В течение учебного года каждую четверть проводятся так называемые Музыкальные гостиные. Музыкальная гостиная в нашей школе –это музыкальный вечер, на котором исполняются вновь выученные произведения. Определенное строение и ведение этих концертов позволяет ясно видеть и слышать, как развиваются ансамбли и отдельные исполнители. Трудно преувеличить воздействие этих впечатлений: они служат воодушевлению, вдохновению, укрепляют сомневающихся в своих силах, приносят удовлетворение и радость от того, что усилия так явно вознаграждаются. Уровень владения блокфлейтой очень вырос за эти годы в масштабах школы в целом, вся школа стала играть гораздо лучше. Дети и взрослые, могут поменять ансамбль в соответствии с возросшим мастерством, могут освоить новую флейту , могут составить дуэт, трио или иной ансамбль для исполнения понравившегося произведения. Наши « Гостиные» становятся настоящим праздником, встречей друзей и соратников. Достаточно сказать , что уже несколько лет мы проводим их только в актовом зале школы, чтобы вместить всех слушателей и исполнителей.

Отдельно проводим взрослые гостиные.

В ходе развития блокфлейтового движения общее «поле взаимодействия» детей и родителей приобрело новое качество. Действительно, нередко занимаются несколько членов одной семьи. Если родители начинают раньше, то детей почти не приходится учить, то же самое, если уже занимается старший ребенок и приходит следующий. Складываются семейные ансамбли, кроме блокфлейты, нередко включающие гитару. Совместные занятия, выступления, поездки - становятся общим «материалом жизни» семьи, общим интересом, направлением движения, языком общения.

Важнейшая задача в отношении ребенка и молодого человека - введение его в мир культуры, передача ему культурных ценностей и норм. Детство и юность, школьные годы –время, когда мы можем надеяться на то ,что культурные и духовные ценности будут присвоены личностью и не окажутся внешними, наносными и непрочными. Это, как мы знаем, задача сложная и тонкая. Тем важнее для ее успешного решения союз школы и семьи.

Как устроены наши занятия.

Один раз в неделю происходит общая репетиция ансамбля. Несмотря на групповую форму работы, а отчасти благодаря ей, каждый участник получает от педагога "обратную связь", необходимую для продолжения самостоятельной домашней работы. Основы музыкальной грамоты, воспитание ритмического чувства включаются в урок по мере необходимости. Периодически возможны индивидуальные занятия. Ансамбли с постоянным составом, они же более опытные, получают консультации у В.Н.Парунцева.

Расписание занятий «Студии блокфлейты для взрослых».

Вторник
9 - 10:15 Ансамбль 5-го года обучения.
10:15 -11:30.Ансамбль 6-го года обучения.

Среда
18:00 - 20:00 "Fabella"
18:45 – 19:30 Консультация В.Н.Парунцева

Пятница
9:00 – 10:15 "Son de flute"
10:15 - 11:00 1 год обучения.
11:00 – 11:45 2 год обучения.
11:45 – 12:30 4 год обучения

 




Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35