RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Рукоделие и ремесла

Занятия различными видами искусств способствуют, главным образом, развитию культуры чувства. Волевая культура развивается лучше всего в практической, трудовой деятельности. «Истинные трудовые школы (а не такие школы, где главным принципом провозглашается, что воспитание и преподавание следует превратить в забаву, в игры) мы создадим тогда, когда в школу ребенок будет принимать на себя самое трудное, именно то, что нужно преодолевать, а не только то, что ему нравится делать. Педагогические принципы вальдорфской школы нацелены как раз на то, что ребенок учится работать должным образом, что он вводится в мир как цельный, полный, то есть весь человек, как труженик. Ведь мир в социальном отношении требует труда; но, с другой стороны, он требует и того, чтобы человек надлежащим образом относился к другим людям», – писал Штайнер.
 
Сформулированные им идеи трудовой школы не являются, разумеется, прерогативой только вальдорфской педагогики. О важности труда в воспитании говорили еще И.Песталоцци, Ф.Фребель, а в начале века целый ряд педагогов-реформаторов, например, Кершенштейнер, противопоставлявший трудовую школу школе книжной. По мнению К.Д.Ушинского, «всякий настоящий труд серьезен и тяжел, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье».
 
В соответствии с этим в учебные планы вальдорфской школы включены как полноправные составляющие различные виды рукоделия и ремесел: работа по ткани, дереву и металлу, сельскохозяйственная, индустриальная и социальная практики, которым придается большое значение особенно в старшем звене школы в связи с выбором учениками будущей профессии. Причем в этих занятиях участвуют как мальчики, так и девочки на равных. Лишь в некоторых школах в старших классах появляется дифференциация по половому признаку.
 
Как занятия искусством, так и трудовая, практическая деятельность побуждают детей работать из живого, творческого духа. Любая творческая работа требует упражнений и повторений, как и любое, даже самое простое изделие, сделанное собственными руками, должно быть сделано тщательно и красиво. И то, и другое происходит тогда, когда в человеческой деятельности проявляется живой дух, то есть деятельность человека сопровождается индивидуальным пониманием ее законов, специфических для каждой сферы деятельности.
 
Так воспитание культуры чувства посредством искусства является одновременно и воспитанием воли и мышления, а трудовая деятельность способствует развитию и сферы чувства, и практической смекалки. Таким образом, дифференциация в действительности является интеграцией, части и целое взаимопроникают и дополняют друг друга, становясь в человеческой личности чем-то большим — а именно, новым качеством жизни.

Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35