Главная | Педагогика | Методические материалы | Художественно-эстетические предметы | Рукоделие и ремесла
Рукоделие и ремесла
Занятия различными видами искусств способствуют, главным образом, развитию культуры чувства. Волевая культура развивается лучше всего в практической, трудовой деятельности. «Истинные трудовые школы (а не такие школы, где главным принципом провозглашается, что воспитание и преподавание следует превратить в забаву, в игры) мы создадим тогда, когда в школу ребенок будет принимать на себя самое трудное, именно то, что нужно преодолевать, а не только то, что ему нравится делать. Педагогические принципы вальдорфской школы нацелены как раз на то, что ребенок учится работать должным образом, что он вводится в мир как цельный, полный, то есть весь человек, как труженик. Ведь мир в социальном отношении требует труда; но, с другой стороны, он требует и того, чтобы человек надлежащим образом относился к другим людям», – писал Штайнер.
Сформулированные им идеи трудовой школы не являются, разумеется, прерогативой только вальдорфской педагогики. О важности труда в воспитании говорили еще И.Песталоцци, Ф.Фребель, а в начале века целый ряд педагогов-реформаторов, например, Кершенштейнер, противопоставлявший трудовую школу школе книжной. По мнению К.Д.Ушинского, «всякий настоящий труд серьезен и тяжел, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье».
В соответствии с этим в учебные планы вальдорфской школы включены как полноправные составляющие различные виды рукоделия и ремесел: работа по ткани, дереву и металлу, сельскохозяйственная, индустриальная и социальная практики, которым придается большое значение особенно в старшем звене школы в связи с выбором учениками будущей профессии. Причем в этих занятиях участвуют как мальчики, так и девочки на равных. Лишь в некоторых школах в старших классах появляется дифференциация по половому признаку.
Как занятия искусством, так и трудовая, практическая деятельность побуждают детей работать из живого, творческого духа. Любая творческая работа требует упражнений и повторений, как и любое, даже самое простое изделие, сделанное собственными руками, должно быть сделано тщательно и красиво. И то, и другое происходит тогда, когда в человеческой деятельности проявляется живой дух, то есть деятельность человека сопровождается индивидуальным пониманием ее законов, специфических для каждой сферы деятельности.
Так воспитание культуры чувства посредством искусства является одновременно и воспитанием воли и мышления, а трудовая деятельность способствует развитию и сферы чувства, и практической смекалки. Таким образом, дифференциация в действительности является интеграцией, части и целое взаимопроникают и дополняют друг друга, становясь в человеческой личности чем-то большим — а именно, новым качеством жизни.