RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Музыка

Музыкальное отделение

Наша школа старается следовать традициям Вальдорфских школ, для которых музыка является обязательным и необходимым предметом всего школьного цикла. Каждый наш ученик в процессе школьного образования поёт, знакомится с  несколькими музыкальными инструментами, импровизирует на них, играет в оркестре класса. Один из музыкальных инструментов выбирает для более углублённого овладения им (и занимается на нём индивидуально с педагогом, как в музыкальной школе). Это даёт ребёнку возможность чувствовать себя свободно в процессе занятий в классном оркестре.

Но классный оркестр появляется только в 5 классе. До 5 класса дети изучают различные музыкальные инструменты на групповых занятиях.Начинаем мы, конечно же, самого простого духового инструмента — блокфлейты: она наш друг и помощник в мире музыкальной премудрости с 1 класса. На ней мы учимся делать наши первые шаги: играть самые простенькие песенки на 1-м, 2-х и более звуках. Блокфлейта является культурным потомком всех дудочек, окарин, свирелей и пастушьих рожков, на которых играли несчётные поколения детей всех стран и народов. Каждому ребёнку очень хочется подуть в любую дудочку и хоть немного научиться на ней играть. Мы удовлетворяем эту потребность, давая возможность каждому ребёнку научиться играть простые песенки. Как гордимся мы своими достижениями, когда после долгих тренировок наконец можем сыграть любимую песню из годового цикла! Наше мастерство растёт год от года, из класса в класс — и вот уже в 6-м классе мы можем играть сложные, даже виртуозные средневековые танцы и баллады!

 

 

Во 2-м классе мы начинаем узнавать струнные инструменты: сначала лиру, затем гусли и потом — скрипку. Занятия эти сопровождаются сказками, историями и играми, поэтому дети их очень любят и ждут с нетерпением. Групповая скрипка проходит до конца 4 класса, она очень помогает в изучении нотной грамоты. Затем в 5-м и 6-м классах мы занимаемся оркестром. Здесь появляются уже различные группы инструментов: духовые, струнные, ударные, шумовые. Это блокфлейты, скрипки, виолончели, кларнеты, поперечные флейты, а могут быть также и труба, саксофон, гитара и другие. В 7-м классе мы возвращаемся к групповой форме работы и ведём групповую гитару и барабаны. Эти занятия необходимы для подростков.

 Мы поём хором

Помимо занятий на музыкальных инструментах мы, конечно же, поём. Наш голос – это универсальный инструмент, он всегда при нас. Человеку свойственно петь так же, как и птице. Маленький ребёнок поёт с пелёнок, подростки и взрослые люди ощущают также потребность выразить в пении свои чувства, настроение – и радость, и грусть. Пение даёт прекрасную разрядку в наше время, полное стрессов и неприятностей в жизни. 

Подготовку же к общешкольным праздникам мы начинаем со Спевки по четвергам. Каждый четверг перед главным уроком младшая школа собирается на 2-м этаже, а средняя школа – на 3-м этаже. Мы выстраиваемся в коридоре в форме каре (чтобы видеть друг друга) и поём 15 минут наши песни к праздникам годового цикла. Это позволяет нам быстрее и лучше выучить эти песни и подготовиться к празднику, а также услышать наши голоса и помочь первым классам быстрее влиться в школьное сообщество, в нашу большую дружную семью.

Родители и музыка

Наши родители  разделяют наши взгляды о пользе музыки в воспитании детей. И они не только разделяют наши взгляды, но и всячески поощряют детей к занятиям музыкой и помогают школе в реализации нашей программы. Например, уже было упомянуто о том, что дети во 2-м классе играют на пентатонических лирах. Эти лиры были изготовлены родителями-добровольцами в нашей школьной мастерской под руководством учителя труда по немецкой технологии. Сами родители  имеют возможность научиться играть на блокфлейте: в нашей школе работает кружок для родителей. Это также является формой духовного и душевного сближения родителей со своими детьми.

Перед праздниками Рождества и Масленицы учителя музыки собираются с желающими родителями и разучивают соответствующие песни. Тогда родители тоже могут участвовать в празднике, помогая петь детям. На праздничном чаепитии в классе родители всегда поют песни вместе с детьми. А потом и дома за праздничным столом семья может поддержать традицию школы: таким образом, музыка может послужить  фактором, объединяющим семью и школу, детей и родителей.

Самым большим достижением работы музыкантов нашей школы является создание этой музыкальной среды, в которой живут не только исполнители, но и доброжелательные слушатели, которые собираются на музыкальных гостиных, на ежегодных музыкальных фестивалях, на концертных площадках Москвы и других городов страны, где наши дети выступают. Таким образом наша музыкальная среда выходит за рамки школы.

И ещё об одном, очень важном виде работы: создание и деятельность ансамблей. У нас есть ансамбли блокфлейт, существующие в каждом классе, начиная со второго. Сейчас мы можем говорить о вертикали работы с блокфлейтой, вершиной которой является ансамбль “Picolli band”, ведущий активную концертную деятельность вне школы.

 

И самой сверкающей вершиной является ансамбль средневековой музыки наших выпускников — “Dolum dreame”. Интересно, что все участники ансамбля имеют разные профессии, закончили высшие учебные заведения, и, вместе с тем, очень успешно ведут концертную деятельность, получают от этого большое наслаждение и дают его другим!

 

 

 




Новым начинанием в школе явился ансамбль «Песни мира». Идея создания такого ансамбля зародилась два года назад: очень захотелось познакомить наших детей с культурой наших ближайших соседей. Третий год работы дал новые педагогические находки, это более полное погружение в народную культуру — сюда, помимо песен и танцев, входят история, география, народные игры, сказки и предания, костюмы, кулинария. Такая разносторонняя подача материала дает сильный эмоциональный отклик детей, вызывает их живой интерес, творческую энергию и мотивацию к учению. В прошлом году мы съездили в Кишинёв с молдавской программой и приняли у себя вальдорфскую школу Кишинёва, ученики которой устроили нам чудесный фольклорный праздник. Следующий проект — поездка в Грузию!

И еще один новый интересный проект — ансамбль гусляров, быстро приобретающий популярность. У нас даже есть свой мастер, изготавливающий прекрасные инструменты.

МОЛДАВСКИЙ ТАНЕЦ

Ансамбль "Песни мира".Хореограф Софья Томилина. Художественный руководитель Т. Рокитянская

 

ХОРОШИЙ ДЕНЬ

Ансамбль скрипачей. Художественный руководитель Ая Султанова

 

БУСУЁК И КУКУШКА

Ансамбль "Песни мира".  Консультант по молдавсской культуре Т. Урсаки

 

УТИЦА

Ансамбль "Песни мира". Хореограф Софья Томилина. Художественный куоводитель Т. Рокитянская

 

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

Ансамбль гусляров. Художественный руководитель Л. Басурманова

 

DEFENDERS

Музыкальный проект 9 и 10 классов. Руководители В. Федулов и И. Афонин

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35