Работа с глиной
Хочу Вам рассказать о том, почему мы в нашей школе практикуем занятия с глиной, они стоят в основном расписании наряду с русским языком и математикой!
«Суть ребёнка – игра. И ему нужно то, что ему подобно. Ему нужны животные, нужно элементарное – вода, грязь, ветки, пространство для игры.Конечно, он может вырасти и без всего этого, на коврах, среди тряпичных зверюшек или на асфальтированных улицах и в таких же дворах. Ребёнок переживёт это – и тогда не стоит удивляться, если позже он никогда не поймёт определенных основных социальных структур, например, чувство принадлежности к месту или инициативе. Чтобы взлететь, нужно иметь возможность оттолкнуться от твёрдой почвы, от определенного места, обрести уверенность»,– эта речь в защиту наполненного природой, многообразного, пробуждающего чувства окружения принадлежит Александру Митшерлиху, который в своей книге «Нереальность наших городов» (1965) обличает растущий разрыв с природой, распространяющуюся монотонию бетона, ширящуюся анонимизацию социальных отношений.
И едва прошло 50 лет с момента публикации этой книги, а эта нереальность приобрела новые, ещё более глубокие масштабы: превратилась в нереальность нашего насквозь технократического пространства жизни. Все больше оскудевают движение, чувства и контакт с землёй. А между тем, кисть руки является одновременно органом воли и чувств. Воспринимающее осязание невозможно без чуткого проникновения, ровно как и волевой захват – без тонкого восприятия. Взаимодействие между этими двумя полюсами – «восприимчивым касанием» и «преобразующим захватом» – в процессе моделирования непременно корректируется рукой.
Непосредственный контакт ладони и « земли», отказ от каких бы то ни было инструментов отличает лепку от иных художественно-ремесленных видов деятельности.
Я даю задание пятиклассникам сформировать шары, а затем, неспешно и в молчании, формировать из них животных. Что переживают при этом дети? И что чувствуют они, гордо держа в ладонях готовую форму?
– Мы что- то создали ! И мы этим очень гордимся! ( Взгляд на созданный объект ).
– Мы пережили ощущение, порожденное проявлением проникать в мир.
– Это вселяет в нас веру в себя. ( Взгляд на приобретённую способность).
Эти, и более или менее дремлющие, слои переживаний проявляются в своеобразном ощущении счастья: « Мы едины с миром».
Автор текста: Е.В. Кузина