Лепка из воска
В нашей школе, начиная с 1 класса, мы входим в процесс обучения через игру, а лепка сначала из воска, а потом из глины является прекрасным способом для развития творческих способностей ребёнка.
«Суть ребёнка – игра. И ему нужно то, что ему подобно. Ему нужны животные, нужно элементарное – вода, грязь, ветки, пространство для игры.
Конечно, он может вырасти и без всего этого, на коврах, среди тряпичных зверюшек или на асфальтированных улицах и в таких же дворах. Ребёнок переживает это – и тогда не стоит удивляться, если позже он не поймёт определенных основных социальных структур, например, чувство принадлежности к месту или инициативе. Чтобы взлететь, нужно иметь возможность оттолкнуться от твёрдой почвы, от определенного места, обрести уверенность» – сказал Александр Митшерлих в своей книге «Нереальность наших городов». В ней он обличает растущий разрыв с природой, распространяющуюся монотонию бетона, ширящуюся анонимизацию социальных отношений.
Книга написана в 1965 году, а сегодня эта нереальность приобрела новые масштабы: превратилась в нереальность нашего насквозь технократического пространства жизни.
Все больше детей жертвуют своим временем, которое раньше проводили в подвижных играх со сверстниками, в пользу, на первый взгляд, более глубоких, но все-таки не затрагивающих всех органов чувств, ни к чему не обязывающих контактов с сотнями друзей в электронных сетях.
Где же искать противовес? Какие задачи может взять на себя школа? И тут урокам ремёсла, рукоделию, садоводству, школе на крестьянском подворье, пешим походам, играм и учебе на природе придаётся все большее значение.
Ещё одна возможность действовать в этом же направлении – это моделирование, импульс, который вальдорфская школа реализовывает начиная с 1 класса.
Кисть руки является одновременно органом воли и чувств. Воспринимающее осязание невозможно без чуткого проникновения, равно как и волевой захват - без тонкого восприятия. Взаимодействие между этими двумя полюсами – «восприимчивым касанием» и «преобразующим захватом» – в процессе моделирования непременно корректируется рукой.
Непосредственный контакт ладони и «земли», отказ от каких бы то ни было инструментов отличает лепку от иных художественно-ремесленных видов деятельности. При более тонком самонаблюдении можно уловить, что в ходе занятий пластикой процессы, запечатлённые в форме, дают импульс внутренним процессам, которые также носят формообразующий характер. Это воздействие весьма сильно по отношению к занятому лепкой ребёнку. Для нас, взрослых, оно едва заметно – и мы чаще всего смотрим на маленькие произведения искусства, не замечая тех отголосков, что оставило в ребёнке само занятие.
Лепка в младших классах может пробуждать в детях особое ощущение – тепла, благодарности, глубокого счастья. Попытаюсь описать это внутреннее воздействие на конкретном примере.
Даю задание первоклассникам. Они лепят. Что переживают при этом дети? И что чувствуют они, гордо держа в ладошках своё изделие ?
– Мы что-то создали! И мы этим очень гордимся.
– Мы пережили ощущение, порождённое проявлением способности проникать в мир. Это вселяет в нас веру в себя.
– В ходе творческого процесса я обращаю внимание ребят на те объекты, которые в природе «разговаривают на едином языке»: на полную луну и серп месяца, бутон и цветок, яйцо и гнездо...
Благодаря этому познанию мы смотрим на мир обновлённым взором. Мы обрели новое представление о форме. Мир становиться для нас обозримым.
Эти, более или менее дремлющие, слои переживаний проявляются в своеобразном ощущении счастья: «Мы едины с миром».
Автор текста: Кузина Е.В.