RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Лепка из воска

В нашей школе, начиная с 1 класса, мы входим в процесс обучения через игру, а лепка сначала из воска, а потом из глины является прекрасным способом для развития творческих способностей ребёнка.

«Суть ребёнка – игра. И ему нужно то, что ему подобно. Ему нужны животные, нужно элементарное – вода, грязь, ветки, пространство для игры.
Конечно, он может вырасти и без всего этого, на коврах, среди тряпичных зверюшек или на асфальтированных улицах и в таких же дворах. Ребёнок переживает это – и тогда не стоит удивляться, если позже он не поймёт определенных основных социальных структур, например, чувство принадлежности к месту или инициативе. Чтобы взлететь, нужно иметь возможность оттолкнуться от твёрдой почвы, от определенного места, обрести уверенность» – сказал Александр Митшерлих в своей книге «Нереальность наших городов». В ней он обличает растущий разрыв с природой, распространяющуюся монотонию бетона, ширящуюся анонимизацию социальных отношений.

Книга написана в 1965 году, а сегодня эта нереальность приобрела новые масштабы: превратилась в нереальность нашего насквозь технократического пространства жизни.

Все больше детей жертвуют своим временем, которое раньше проводили в подвижных играх со сверстниками, в пользу, на первый взгляд, более глубоких, но все-таки не затрагивающих всех органов чувств, ни к чему не обязывающих контактов с сотнями друзей в электронных сетях.
Где же искать противовес? Какие задачи может взять на себя школа? И тут урокам ремёсла, рукоделию, садоводству, школе на крестьянском подворье, пешим походам, играм и учебе на природе придаётся все большее значение.

Ещё одна возможность действовать в этом же направлении – это моделирование, импульс, который вальдорфская школа реализовывает начиная с 1 класса.

Кисть руки является одновременно органом воли и чувств. Воспринимающее осязание невозможно без чуткого проникновения, равно как и волевой захват - без тонкого восприятия. Взаимодействие между этими двумя полюсами – «восприимчивым касанием» и «преобразующим захватом» – в процессе моделирования непременно корректируется рукой.

Непосредственный контакт ладони и «земли», отказ от каких бы то ни было инструментов отличает лепку от иных художественно-ремесленных видов деятельности. При более тонком самонаблюдении можно уловить, что в ходе занятий пластикой процессы, запечатлённые в форме, дают импульс внутренним процессам, которые также носят формообразующий характер. Это воздействие весьма сильно по отношению к занятому лепкой ребёнку. Для нас, взрослых, оно едва заметно – и мы чаще всего смотрим на маленькие произведения искусства, не замечая тех  отголосков, что оставило в ребёнке само занятие.

Лепка в младших классах может пробуждать в детях особое ощущение – тепла, благодарности, глубокого счастья. Попытаюсь описать это внутреннее воздействие на конкретном примере.

Даю задание первоклассникам. Они лепят. Что переживают при этом дети? И что чувствуют они, гордо держа в ладошках своё изделие ?

–  Мы что-то создали! И мы этим очень гордимся.
–  Мы пережили ощущение, порождённое проявлением способности проникать в мир. Это вселяет в нас веру в себя.
–  В ходе творческого процесса я обращаю внимание ребят на те объекты, которые в природе «разговаривают на едином языке»: на полную луну и серп  месяца, бутон и цветок, яйцо и гнездо...
Благодаря этому познанию мы смотрим на мир обновлённым взором. Мы обрели новое представление о форме. Мир становиться для нас обозримым.

Эти, более или менее дремлющие, слои переживаний проявляются в своеобразном ощущении счастья: «Мы едины с миром».

Автор текста: Кузина Е.В.

Фотоальбом


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35