Эпоха русского языка
«Грамматика речи подвижна, она воздействует на чувства и волю, способна к дальнейшему развитию.Занятия грамматикой языка имеют отношение к развитию «Я». И совсем не надо спрашивать, как развивают «Я» с помощью грамматики, грамматика делает это сама».
Р. Штайнер, 1924 год.
Изучением состава и строения языка занимается наука грамматика.
В Древней Греции грамматику изучали для лучшего понимания поэзии и отводили ей важное место среди 7 свободных искусств.
В древних текстах летописей и священных книг не было деления текста на предложения и даже на слова, отсутствовали знаки препинания. Речь переживали как поток, и это переживание отражалось в сплошном тексте.
В культурах древнего Египта и Китая записывалась даже не звучащая речь, а образ события. Язык имел больше общего с живописью.
Речь – то, что звучит, что произносит человек в надежде быть услышанным. Это волевой акт.
Мы с пятиклассниками подошли к изучению Культуры речи и к изучению разделов языка с исследовательской точки зрения. Как передать речь, заключенную в знаки, уже не звучащую, а видимую? По каким законам? Как передать в записи интонацию говорящего,паузы между словами, настроение?
И, конечно, мы уделяли много внимания живой речи – рецитируя,пересказывая, строя диалоги.
Завершением непростой, но очень ёмкой и вдохновляющей Эпохи русского языка стала Игра.
Дети с невероятной скоростью отвечали на каверзные вопросы, слаженно работали в командах, делились друг с другом своими знаниями. Звучали не просто усвоенные правила, но посредством культуры языка, слова,речи – устной и письменной, передавались события внешней и внутренней жизни, оттенки настроения и внутренней зрелости, духовной работы каждого. Двигаясь этим путем, несомненно, можно возвысить грамматику до науки о жизни людей, которая отражается в речи. И мы можем наблюдать через эпоху и учебную деятельность, как протекает жизнь в классе, как развивается каждый ученик, какие трудности преодолевает, все душевные изменения, поиски и находки.
Автор текста Мирошниченко Ю. Л.