RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Русский язык и литература

В этом учебном году в расписании старших классов нашей школы есть урок под названием «ИСКУССТВО». Именно так, большими буквами. Под этим ёмким во всех отношениях словом подразумевается целый комплекс предметов: оркестр, ансамбль, хор, эвритмия. И кто ж поспорит, что всё это вместе называется ИСКУССТВОМ.
Противоположностью искусству является наука. Строгая и бесстрастная, она поверяет алгеброй гармонию и является воспитательницей ума.
Является ли филология наукой? — Бесспорно. И даже «совокупностью наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве», как утверждает толковый словарь русского языка под ред. Ушакова. Но есть у этой науки одна особенность.

Когда мы изучаем математику, сфера нашего внимания находится вне нас. Идеальный мир чисел и соотношений существует как бы сам по себе, независимо от мира человеческого бытия, поэтому нам относительно легко, будучи, так сказать, вне этого идеального мира, рассматривать его.
Биология, физика, география помогают человеку познать природу. Сам человек является её частью, поэтому относительно легко связывает себя с природой и способнее не только наблюдать, но и переживать многие процессы, являющиеся предметом изучения естественных наук.
С языком всё иначе. Он не имеет ничего общего с природными явлениями, и при этом настолько тесно связан с существом человека, что даже способен формировать его речевые органы. Он существует как бы вне нас — и в то же время является важнейшей частью нашей жизни и нас самих. Поэтому, как мне кажется, изучение родного языка — дело такое трудное.

В первой лекции из цикла «Искусство речи и драматическое искусство» Р.Штайнер говорит о тесной связи слова с душевной жизнью человека: «Эмоциональная жизнь наших далёких предков была такова, что в ней отсутствовали абстрактные чувства, подобные нашим нынешним; в тот самый момент, когда они испытывали чувство, пусть даже самое интимное, это чувство немедленно находило словесное воплощение. В древние времена нельзя было, скажем, испытать нежные чувства к ребёнку, не выразив их в словах исполненных жаром собственной души.» Именно такое отношение к слову требуется учителю вальдорфской школы, начиная с самых первых минут первого класса и заканчивая последним словом напутствия выпускникам.
Помню своё удивление, когда 15 лет назад, готовясь стать классным учителем, я прочитала в «Настольной книге классного учителя» о том, что подготовка к главному уроку в первом классе требует примерно 2 часа времени, полтора из которых – подготовка к рассказыванию сказки. Казалось бы, чего проще – рассказать сказку, сюжет которой знаком и повторен множество раз. Но главное – не что рассказывать, а как.
Как? Прежде всего, художественно. Образно. Живо. Правильно. Стилистически точно. Мастерски. Пронизывая свою речь жаром собственной души. И так каждый день.
Это трудно, но интересно. Такой подход даёт учителю возможность стать художником, творцом. Постоянно упражняясь, формируя собственную речь изо дня в день, он сможет дать возможность ученикам младших классов ощутить всем своим существом образную сторону языка. «Тогда… мы, имея возможность слушать речь, получаем больше, чем то, что может развить мышление» (Р.Штайнер, «Импульсы к внутреннему постижению профессии учителя и воспитателя», 1923)
Помня о том, что первоначально слово было продолжением душевного мира человека и служило выражению чувств, мы сможем с пониманием отнестись к некоторым трудностям, встающим на пути постижения премудростей языка. Мы и сами очень неравнодушны к слову, особенно если оно обращено к нам или сказано нами. Именно поэтому ученикам, которые умеют уже читать и писать, так трудно исправлять собственные ошибки и слышать конструктивную критику, не принимая её за неприязнь учителя. Это, в сущности, одна из главных задач преподавания в 6-7 классе: постепенно, с помощью специальных упражнений, научиться отделять эмоции от слов, отделить себя от сказанного, посмотреть на свой текст ( и постепенно на весь окружающий мир) непредвзято. Развитию этого навыка способствуют, в частности, различные стилистические упражнения, а также занятия грамматикой. В представления о языке, кроме субъективного, входит объективное, и это открывает новые практические возможности. В это время класс может разделиться на «физиков» и «лириков». Если у ученика появились предпосылки к словесному творчеству, то именно в это время они начнут преобразовываться в способность, а затем и в навык. Однако стремление к точности и правильности текстов — как научных, так и художественных — остаются едиными для всех.
В старших классах при работе с языком особую актуальность ещё один аспект — социальный. Весь опыт предыдущих лет должен стать для ученика силой, которая даёт широкие возможности для самовыражения и воздействия на других людей. Сила мысли – в её красоте, лаконичности, точности и правдивости. Тогда она сможет достичь собеседника и вдохновить его на диалог.

Эстафета передана. Теперь ученик становится творцом и создаёт свой мир, формирует свой социум, потому что владеет ИСКУССТВОМ слова.
Это идеальная картина, конечно. Но этот идеал вдохновляет, а вдохновение так нужно учителю.

 автор текста: А.Ю. Синягина

 

 

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35