RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Педагогика | Преподавание предметов | Обучение в младших классах

Обучение в младших классах

Наши дети — это наше будущее. Мы, взрослые, хотим видеть их здоровыми, яркими личностями с сильной волей, умеющими ориентироваться в нашем неспокойном мире, умеющими ставить перед собой реальные цели и достигать их.

Ребёнок младшего школьного возраста впитывает интуитивным образом всё вокруг него происходящее, даже мысли и интонации взрослых. Он целиком и полностью представляет собой как бы единый орган чувств. Для его полноценного развития необходимо, чтобы окружающий  мир был понятным и настоящим — с последовательной, естественной связью событий и явлений. Через подражание и игру с опорой на авторитет учителя и родителей он устанавливает связь с внешним миром, а также преобразует и усваивает все впечатления, от него полученные.
Учитель должен стать для ребёнка авторитетом, то есть человеком, который внушает доверие и излучает надёжность. Тот, кто никогда не находился под влиянием авторитета взрослого, с большим трудом добивается внутренней уверенности в себе. Путь к свободе и чувству равноправия проходит через авторитет.  Классный учитель в вальдорфской школе обучает, наблюдает, опекает детей и остаётся с классом в идеале на все восемь лет, а на практике шесть-семь  лет. За эти годы устанавливается близкий контакт между школой и домом. Постепенно у учителя создаётся глубокое понимание особенностей склада и потребностей каждого ребёнка, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.

Главные элементы преподавания в вальдорфской школе  — образный, ритмический и художественный. Так поначалу из чисто художественного учитель даёт возникнуть очертаниям письма и уже из этих очертаний выводит формы, лежащие  в основе чтения. Основным мотивом обучения, особенно в начальной и средней школе, является воспитание чувств, когда  для изучения академических предметов широко используются игры и художественный подход, а весь учебный материал излагается в образной форме. Отсюда и девиз: «Мир прекрасен». Абстрактно-теоретическое мышление всё ещё чуждо ребёнку.
Подача материала на уроках начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Через преподавание по эпохам, когда один и тот же предмет изучается от трёх до пяти недель каждый день во время главных уроков, можно достигнуть сконцентрированной  и углублённой работы. Дети по своей природе жаждут внутренних образов. Фантазия и душевный мир пробуждаются, когда ребёнок, сопереживая, слушает идущий от сердца рассказ учителя или пересказывает его. Благодаря естественному посреднику — речи, проявляющей человеческую индивидуальность, в учениках пробуждаются живые образы. Именно устный материал, живо изложенный учителем, даёт необходимую основу для творческой работы учеников над собственным текстом и иллюстрациями. Так в детях формируется внутренняя потребность к учению и приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.
Всё это дети отражают в рабочей (эпохальной)  тетради, которая становится их собственным учебником.  Но уже в средних и старших классах используются традиционные учебники в дополнение к работе по основным предметам.  Если в начале главного урока центральное место занимают музыка и речь, пробуждая в детях необходимую готовность к устной и письменной работе по теме эпохи, то в конце урока ученики погружаются в разворачивающийся ото дня ко дню рассказ учителя. Он формирует на главном уроке спокойный, созерцательный элемент, умиротворяющий возбуждённых работой учеников. Подходящими данному возрасту рассказами учитель оказывает детям фундаментальную помощь. Так, рассказывая сказку или басню в первом-втором классах, удачными ударениями или модификациями, внесёнными в ход повествования, учитель может дифференцированно работать с разными темпераментами. Мир рассказов своей тематикой и возникающей как следствие атмосферой способен придать всему учебному году с одной стороны целостный, а с другой — совершенно особый, неповторимый характер.  Интенсивная эмоциональная жизнь в школе помогает ребёнку созреть в полноценную личность с развитым чувством ответственности и морали. «Как скульптор должен подвергать обработке глину или руду, так педагог-художник должен знать, как воля вводится в интеллект, как следует поступать, чтобы посредством воли обеспечить правильное построение, правильное художественно-пластическое формирование интеллекта, рождающегося на седьмом году жизни и оформляющегося под руками школьного учителя вплоть до наступления половой зрелости.»  (Рудольф Штайнер «Духовное обновление педагогики»).

 Первые восемь лет обучения в вальдорфской школе все предметы одинаково важны для ребёнка. Определённые занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, эвритмия, иностранные языки (обычно два в средней школе),  ручной труд и рукоделие.  Все дети учатся игре на флейте. Большое внимание уделяется работе руками. Уже в первом классе дети учатся вязать на спицах, что координирует глаз и руку. Ровно и правильно следует петля за петлёй, прокладывая путь способности логически мыслить в старших классах.

Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребёнка отражаются в программе. Учебный материал даётся детям в правильное время (соответствующее периоду развития) и правильным образом (увидеть, пережить, осознать). Поэтому  уроки в вальдорфской школе живые и интересные. Они бросают вызов и стимулируют воображение.

Воспитать чувство, что мир добр и прекрасен, несмотря на его мрачные стороны, что природа прекрасна сама по себе, несмотря на загрязнение окружающей среды, — трудная и ответственная задача. Отсутствие этого чувства ведёт к духовному обнищанию детей, к возникновению молодёжных антикультур. И, наоборот:  из этого чувства вырастает желание исправить, воссоздать разрушенное. В нашей школе мы не стремимся к тому, чтобы воспитать хорошо приспособившихся потребителей. Дать подрастающему поколению возможности и силы открывать новые пути — смысл нашей работы. Вальдорфское образование  готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями самодисциплины, благоговейного отношения к красоте и чудесам мира, имея свободное, аналитическое и критическое мышление.


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35