Главная | Педагогика | Преподавание предметов | Главный урок
Главный урок
Каждое утро первые полтора — два часа общего учебного времени в вальдорфской школе заняты «главным» или «основным» уроком. На нем в течение первых семи — восьми школьных лет преподаются все общеобразовательные предметы — так называемыми «эпохами», то есть периодами, учебными циклами от двух до четырех недель. Эпохи ведет «классный учитель», который в эти первые семь — восемь лет по возможности не меняется. Благодаря этому он досконально знакомится со своими учениками, растет вместе с ними и, меняясь при этом и сам, может сопровождать их становление.
Преподавание «эпохами» означает, что в течение длительного времени содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и др., что дает возможность выстроить преподавание в определенной логической последовательности, концентрировано, не перебегая с одного предмета на другой.
Предметы, которые требуют постоянных регулярных упражнений, — как, например, иностранные языки, музыка, рукоделие и ремесла, гимнастика и спортивные игры, — преподаются регулярно в течение года, по обычному недельному графику, два — три раза в неделю на обычных уроках, длящихся сорок — сорок пять минут. Иностранные языки преподаются с первого школьного года, сначала чисто разговорным путем, без изучения грамматики. На многих подобных предметах классы разделяются на учебные подгруппы, в то время как на главном уроке классы стараются не разделять.
Другой аспект содержания образования состоит в том, что преподаваемый предмет оказывает воспитательное и образовательное воздействие на личность ученика, способствует раскрытию и развитию его способностей в соответствие с его возрастными и индивидуальными особенностями. Последнее достигается в существенном благодаря введению в учебные планы занятий искусствами, а также через художественное начало, присутствующее при изучении всех предметов