Эвритмия
Эвритмия (с греческого «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — это новый вид искусства, основанный на закономерностях речи и музыки и являющийся одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве. Эвритмия находит импульсы к движению в закономерностях речи и музыки.
Речь есть поистине универсальное выразительное средство души. По сравнению с языками нашего времени, многим древнейшим языкам была свойственна подлинная художественность. В глубокой древности существовали даже языки, звучавшие подобно пению, причем речь сопровождалась движениями рук и ног; а в тех случаях, когда нужно было произнести что-нибудь возвышенное или придать словам культовую окраску, ей сопутствовал своего рода танец.
В древности то, что исходящие из гортани слова сопровождались жестами, воспринималось совершенно естественно. Сопровождавшая речь жестикуляция фактически обретала самостоятельную жизнь. Ибо в художественном отношении жесты рук могут быть не только столь же выразительными, как речь, но даже значительно превосходить ее выразительностью. Проходящий через органы дыхания, через органы речи и пения воздух, мы формируем при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух образует по сути, ведь не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам можно подражать посредством движений рук, посредством движений, в которых участвует весь человек. Тогда речь становится видимой и для внешнего зрения, ибо человек при этом выполняет те же самые движения, что и организм речи, или организм пения. Так возникают зримая речь и зримое пение. Они-то, собственно, и являются эвритмией. Звуки речи и музыкальные тона находят свое выражение в жестах рук эвритмиста, но ноги также участвуют в движении. Например, качественная сторона ритма, многочисленные ритмические особенности выражаются в различных положениях стопы. И, конечно, существенным выразительным средством является движение по пространственным формам: прямым и закругленным, сольным и групповым, геометрически правильным и поэтически свободным.
Эвритмическое движение воздействует до самых глубин души ребенка. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики – создания «одушевленной культуры тела». Суть особой воспитательной значимости эвритмии была однажды особенно четко сформулирована Рудольфом Штейнером в педагогическом курсе, когда он подчеркнул, что эвритмия «помогает выработать такую волю, сила которой сохраняется у человека на протяжении всей его жизни».
Современный родитель часто воспринимает занятия искусством как некую «надстройку» в образовании. Между тем не в столь отдаленном прошлом искусство играло куда более важную роль. Более того, и науки того времени назывались «искусствами».
В средневековых университетах преподавались 7 свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. И лишь их комплексное изучение могло, по мнению средневековых ученых, привести студента к успеху. "Семь свободных искусств так связаны между собой, что отдельные их положения взаимно нуждаются друг в друге настолько, что если одного недостает, то прочие не в состоянии восполнить бреши в подготовке ученого. Так что, сколько можно судить, ошибаются те, кто не принимает в расчет такой взаимосвязи искусств и избирают для себя какие-то из них в надежде на то, что благодаря им они смогут достичь совершенства, даже если прочие они оставят без внимания» Иоанн Солсберийский (1125-1180).
В 21 веке мы, конечно, ушли далеко вперед в научных открытиях, но можем ли мы похвастаться таким же прорывом в деле воспитания личности? Или другой вопрос: действительно ли функция искусства в педагогическом процессе, в-основном, воспитательная?
Рассмотрим проблему преподавания математики в средней школе. Всем известно, что способности к ее освоению очень различны у учеников одного класса, но также очевидно, что каждый ученик должен продвигаться в этом направлении. И если с алгебраическими задачами в конце концов научаются справляться и достаточно слабые ученики, то геометрия для многих так и остается загадкой.
Как же помочь развитию пространственного мышления у "среднего" ученика?
Переживание геометрических фигур напрямую связано с движением. Встречаясь, например, с треугольником, наш глаз проделывает молниеносное движение по его сторонам и запечатлевает увиденное в мозгу. При помощи чувства равновесия мы оцениваем пропорциональность геометрической формы, соотносим части и целое.
Сложности восприятия и переживания геометрических законов могут быть связаны с тонкими нарушениями в этой сфере. То есть, если мы хотим достичь здесь качественного улучшения, мы должны работать не только с мышлением ученика, но и с его движением.
Трансформации геометрических форм являются основной темой работы на уроках эвритмии в 6 классе.
С движением по различным геометрическим фигурам ученики знакомятся начиная уже с 3 класса. Движение по треугольнику, квадрату и ромбу, пятиконечной звезде в ансамбле и соло хорошо известны шестиклассникам. Но теперь мы работаем в нескольких новых направлениях. Вот некоторые примеры новой постановки учебной задачи:
1. Отражение базовых форм в осевой и центральной симметрии.
2. Метаморфоза фронтальности, т.е. форма остается "закрепленной " на полу, а ученик поворачивается на 90'или 180'.
3. Соединение базовых форм в одной композиции.
4. Трансформация многоугольника в перемещении его по кругу.
5. Метаморфоза базовых форм, достигаемая за счет способа исполнения (например, в форме канона).
6. Построение геометрических фигур в разных плоскостях (в пространстве зала и в движении рук )
7. Геометрия тела в работе с медными палочками
8. Геометрия жестов - гласные звуки в виде построении больших форм.
9. Создание собственной формы для стихотворения, симметричной относительно осевой линии (работа в дуэте).
Все эти формы работы развивают не только личное пространственное мышление ученика, но и способность соотносить свою геометрическую форму с движением других. Таким образом, возможно достигать корректировки движения не из " субъективных " указаний учителя, но из объективных геометрических закономерностей. Проникнувшись строгостью геометрических построений, ученики позднее смогут научиться пронизывать эти формы субъективным творческим импульсом, что приведет их в старших классах к пониманию сущности искусства как единства формы и содержания, внутренней и внешней красоты.
Подобный процесс переживания геометрических форм и законов через движение помогает отыскать новые подходы в преподавании геометрии, оживить пространственное мышление. Эвритмия также способствует освоению фонетики и лингвистики, формирует основы для изучения поэтики. Все элементы музыкальной теории —гаммы, интервалы, гармония, метр и ритм находят свое воплощение в эвритмическом движении. Драматический спектакль, в котором эвритмия играет существенную роль, завершает обучение эвритмии в 11 классе.