RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Эвритмия

Эвритмия (с греческого «прекрасный ритм», «прекрасное движение») — это новый вид искусства, основанный на закономерностях речи и музыки и являющийся одним из способов выражения поэтического и музыкального содержания в пластике и пространстве. Эвритмия находит импульсы к движению в закономерностях речи и музыки.

Речь есть поистине универсальное выразительное средство души. По сравнению с языками нашего времени, многим древнейшим языкам была свойственна подлинная художественность. В глубокой древности существовали даже языки, звучавшие подобно пению, причем речь сопровождалась движениями рук и ног; а в тех случаях, когда нужно было произнести что-нибудь возвышенное или придать словам культовую окраску, ей сопутствовал своего рода танец.

В древности то, что исходящие из гортани слова сопровождались жестами, воспринималось совершенно естественно. Сопровождавшая речь жестикуляция фактически обретала самостоятельную жизнь. Ибо в художественном отношении жесты рук могут быть не только столь же выразительными, как речь, но даже значительно превосходить ее выразительностью. Проходящий через органы дыхания, через органы речи и пения воздух, мы формируем при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух образует по сути, ведь не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам можно подражать посредством движений рук, посредством движений, в которых участвует весь человек. Тогда речь становится видимой и для внешнего зрения, ибо человек при этом выполняет те же самые движения, что и организм речи, или организм пения. Так возникают зримая речь и зримое пение. Они-то, собственно, и являются эвритмией. Звуки речи и музыкальные тона находят свое выражение в жестах рук эвритмиста, но ноги также участвуют в движении. Например, качественная сторона ритма, многочисленные ритмические особенности выражаются в различных положениях стопы. И, конечно, существенным выразительным средством является движение по пространственным формам: прямым и закругленным, сольным и групповым, геометрически правильным и поэтически свободным.

Эвритмическое движение воздействует до самых глубин души ребенка. Именно в этой области кроются самые большие возможности для реализации в школе одной из основных целей вальдорфской педагогики – создания «одушевленной культуры тела». Суть особой воспитательной значимости эвритмии была однажды особенно четко сформулирована Рудольфом Штейнером в педагогическом курсе, когда он подчеркнул, что эвритмия «помогает выработать такую волю, сила которой сохраняется у человека на протяжении всей его жизни».

Современный родитель часто воспринимает занятия искусством как некую «надстройку» в образовании. Между тем не в столь отдаленном прошлом искусство играло куда более важную роль. Более того, и науки того времени назывались «искусствами».

В средневековых университетах преподавались 7 свободных искусств:  грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. И лишь их комплексное изучение могло, по мнению средневековых ученых, привести студента к успеху. "Семь свободных искусств так связаны между собой, что отдельные их положения взаимно нуждаются друг в друге настолько, что если одного недостает, то прочие не в состоянии восполнить бреши в подготовке ученого. Так что, сколько можно судить, ошибаются те, кто не принимает в расчет такой взаимосвязи искусств и избирают для себя какие-то из них в надежде на то, что благодаря им они смогут достичь совершенства, даже если прочие они оставят без внимания» Иоанн Солсберийский (1125-1180).

 В 21 веке мы, конечно, ушли далеко вперед  в  научных открытиях, но можем ли мы похвастаться таким же прорывом в деле воспитания личности? Или  другой вопрос: действительно ли функция искусства в педагогическом процессе, в-основном, воспитательная?

Рассмотрим проблему преподавания математики в средней школе. Всем известно, что способности к ее освоению очень различны у учеников одного класса, но также очевидно, что каждый ученик должен продвигаться в этом направлении. И если с алгебраическими задачами в конце концов научаются справляться и достаточно слабые ученики, то геометрия для многих так и остается загадкой.

 

Как же помочь развитию пространственного мышления у "среднего" ученика?
Переживание геометрических фигур напрямую связано с движением. Встречаясь, например, с треугольником, наш глаз проделывает молниеносное движение по  его сторонам  и запечатлевает увиденное в мозгу.   При помощи чувства равновесия мы оцениваем пропорциональность геометрической формы, соотносим части и целое.

Сложности  восприятия и переживания геометрических законов могут быть связаны с тонкими нарушениями в этой сфере. То есть, если мы хотим достичь здесь качественного улучшения, мы должны работать не только с мышлением ученика, но и с его движением.

Трансформации геометрических форм являются основной  темой работы на уроках эвритмии в 6 классе. 
С движением по различным геометрическим фигурам ученики знакомятся  начиная  уже с 3 класса. Движение по треугольнику, квадрату и ромбу, пятиконечной звезде в ансамбле и соло хорошо известны шестиклассникам. Но теперь мы работаем в нескольких новых направлениях. Вот некоторые примеры новой постановки учебной задачи:

1. Отражение базовых форм в осевой и центральной симметрии.

2. Метаморфоза фронтальности, т.е. форма остается "закрепленной " на полу, а ученик поворачивается на 90'или 180'.

3. Соединение базовых форм в одной композиции.

4. Трансформация многоугольника в перемещении его по  кругу.

5. Метаморфоза базовых форм, достигаемая за счет способа исполнения (например, в форме канона).

6. Построение геометрических фигур в разных плоскостях (в пространстве зала и в движении рук )

7. Геометрия тела в работе с медными палочками

8. Геометрия жестов  - гласные звуки в виде построении  больших форм.

9. Создание собственной формы для стихотворения, симметричной относительно осевой линии (работа в дуэте).

Все эти формы работы развивают не только  личное пространственное мышление  ученика, но и способность соотносить свою геометрическую форму с движением  других.  Таким образом, возможно достигать корректировки движения не из " субъективных " указаний учителя, но из объективных  геометрических закономерностей. Проникнувшись строгостью геометрических построений, ученики позднее смогут научиться пронизывать эти формы субъективным творческим импульсом, что приведет их  в старших классах к пониманию сущности искусства как единства формы и содержания, внутренней и внешней красоты. 

Подобный процесс переживания геометрических форм и законов через движение  помогает отыскать новые подходы в преподавании геометрии, оживить пространственное мышление. Эвритмия также способствует освоению фонетики  и лингвистики, формирует основы для изучения поэтики. Все элементы музыкальной теории —гаммы, интервалы, гармония, метр и ритм находят свое воплощение в эвритмическом движении.  Драматический спектакль, в котором эвритмия играет существенную роль, завершает обучение эвритмии в 11 классе.

 

ТУК-ТУК-ТУК, В ШКОЛУ ГНОМИКИ ИДУТ...

Заключительный урок эвритмии в 1-б классе.

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35