Информатика
Учитель информатики в вальдорфской школе оказывается в очень непростой ситуации: с одной стороны стоит вопрос вовлечения учеников в свой предмет, с другой стороны встречаешься с желанием коллегии оградить учеников от излишнего вовлечения в информационную среду с помощью компьютерной техники.
В нашей школе ученики сталкиваются с двумя абсолютно разными предметами, которые, тем не менее, объединены в один урок. Это «информатика» и «информационные и коммуникационные технологии» – предметы, идущие «рука об руку», и, вместе с тем, имеющие свою специфику, которую ученикам необходимо понять и осознать.
Прежде всего, информационные технологии связаны с изучением конкретного программного обеспечения: здесь от детей требуется умение использовать те или иные программы, уметь использовать компьютер, как удобный инструмент. Самое главное: понимать, каким образом использовать компьютер для решения той или иной задачи. Неудобно же микроскопом колоть орехи? Второй составной частью является раздел, посвящённый коммуникационным технологиям. Сейчас мы живем в цифровом веке и не можем игнорировать ту информационную среду, которая нас окружает: пользуемся сотовой связью, оплачиваем проезд в транспорте с помощью карт с RFID-чипом, отправляем письма по электронной почте и многое-многое другое.
Информатика – это предмет, имеющий серьезную математическую основу.
«Здесь мы будем играть в компьютерные игры», - увы, на уроках информатики этого происходить не будет.
Преподавание предмета ведется с 8 по 11 класс. Предлагаемая программа предполагает деление материала на теоретическую и практическую части.
В 8 классе преподавание начинается с изучения информации и информационных процессов, затем следует исследование развития компьютерной техники. Посещение Политехнического музея завершает теоретический курс в этом классе. Помимо этого первое полугодие посвящено текстовым редакторам, так как навыки, полученные при работе в этих программах, являются универсальными и применимы для остальных программ «офисного пакета». Ребята, выполняя практические работы, осваивают интерфейс программы Microsoft Word. Важным моментом становится знакомство с разными текстовыми редакторами, например OpenOffice Writer, iWork. В этом классе ребята получают навыки работы в двух операционных системах: Windows и MacOS.
Прошли зимние каникулы и наступило второе полугодие, которое целиком и полностью отдано изучению программы PowerPoint и подготовке проекта по информатике, который, следуя годовой теме, посвящен выдающимся людям. В апреле месяце проходит предзащита проекта, а в мае – защита проекта, где каждый ученик рассказывает о том человеке, которого о считает для себя образцом, идеалом.
В восьмом классе мы также говорим и об основах коммуникации между людьми в информационной среде: несколько уроков посвящено созданию каждому личного ящика электронной почты, правилам этикета, основам информационной безопасности. Электронная почта в дальнейшем будет постоянно использоваться – как для работы в «облаке», так и для проектных заданий.
В девятом классе примерно половина учебного времени посвящена табличному процессору. Опять же основой становится выполнение практических работ, когда большая часть данных уже заполнена в таблице, что позволяет сконцентрироваться именно на построении правильных формул, использовании функций в программе. Несколько уроков обязательно проводятся в программе OpenOffice Calc, а также используется Google Apps для создания и публикации форм.
Параллельно происходит знакомство с логическими операциями: инверсией, конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией; ребята получают навыки работы с диаграммами Эйлера-Венна, что в дальнейшем помогает им при построении карты понятий, например, по обществознанию.
Учебный год завершается работой в «облаке»: создание и совместное редактирование общих документов, работа в Wiki-среде. Подготовка своего электронного профиля. На этом этапе особое внимание уделяется вопросам безопасности и защите персональных данных.
Позади государственная аттестация и ученики вступают в десятый класс. Традиционно здесь мы пробуем «на ощупь» цифровое искусство: начиная проектирование с Visio, переходим к созданию образов в CorelDraw и завершаем редактированием в Photoshop. Хотя, порой, у наших ребят возникает потребность и заинтересованность, например, в трехмерном моделировании.
Подготовка по предмету в одиннадцатом классе имеет свою специфику: здесь затрагиваются вопросы социальной информатики, знакомимся с базами данных на примере Access и SQL. Очень большая часть времени посвящена подготовке к единому государственному экзамену, когда ребята самостоятельно изучают материал, проходят тренировочные и диагностические работы на специализированных ресурсах.