RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Информатика

Учитель информатики в вальдорфской школе оказывается в очень непростой ситуации: с одной стороны стоит вопрос вовлечения учеников в свой предмет, с другой стороны встречаешься с желанием коллегии оградить учеников от излишнего вовлечения в информационную среду с помощью компьютерной техники.
В нашей школе ученики сталкиваются с двумя абсолютно разными предметами, которые, тем не менее, объединены в один урок. Это «информатика» и «информационные и коммуникационные технологии» – предметы, идущие «рука об руку», и, вместе с тем, имеющие свою специфику, которую ученикам необходимо понять и осознать.
Прежде всего, информационные технологии связаны с изучением конкретного программного обеспечения: здесь от детей требуется умение использовать те или иные программы, уметь использовать компьютер, как удобный инструмент. Самое главное:  понимать, каким образом использовать компьютер для решения той или иной задачи. Неудобно же микроскопом колоть орехи? Второй составной частью является раздел, посвящённый коммуникационным технологиям. Сейчас мы живем в цифровом веке и не можем игнорировать ту информационную среду, которая нас окружает: пользуемся сотовой связью, оплачиваем проезд в транспорте с помощью карт с RFID-чипом, отправляем письма по электронной почте и многое-многое другое.
Информатика – это предмет, имеющий серьезную математическую основу.
«Здесь мы будем играть в компьютерные игры», - увы, на уроках информатики этого происходить не будет.

Преподавание предмета ведется с 8 по 11 класс. Предлагаемая программа предполагает деление материала на теоретическую и практическую части.

В 8 классе преподавание начинается с изучения информации и информационных процессов, затем следует исследование развития компьютерной техники. Посещение Политехнического музея завершает теоретический курс в этом классе. Помимо этого первое полугодие посвящено текстовым редакторам, так как навыки, полученные при работе в этих программах, являются универсальными и применимы для остальных программ «офисного пакета». Ребята, выполняя практические работы, осваивают интерфейс программы Microsoft Word. Важным моментом становится знакомство с разными текстовыми редакторами, например OpenOffice Writer, iWork. В этом классе ребята получают навыки работы в двух операционных системах: Windows и MacOS.
Прошли зимние каникулы и наступило второе полугодие, которое целиком и полностью отдано изучению программы PowerPoint и подготовке проекта по информатике, который, следуя годовой теме, посвящен выдающимся людям. В апреле месяце проходит предзащита проекта, а в мае – защита проекта, где каждый ученик рассказывает о том человеке, которого о считает для себя образцом, идеалом.
В восьмом классе мы также говорим и об основах коммуникации между людьми в информационной среде: несколько уроков посвящено созданию каждому личного ящика электронной почты, правилам этикета, основам информационной безопасности. Электронная почта в дальнейшем будет постоянно использоваться – как для работы в «облаке», так и для проектных заданий.
В девятом классе примерно половина учебного времени посвящена табличному процессору. Опять же основой становится выполнение практических работ, когда большая часть данных уже заполнена в таблице, что позволяет сконцентрироваться именно на построении правильных формул, использовании функций в программе. Несколько уроков обязательно проводятся в программе OpenOffice Calc, а также используется Google Apps для создания и публикации форм.
Параллельно происходит знакомство с логическими операциями: инверсией, конъюнкцией, дизъюнкцией,  импликацией; ребята получают навыки работы с диаграммами Эйлера-Венна, что в дальнейшем помогает им при построении карты понятий, например, по обществознанию.

Учебный год завершается работой в «облаке»: создание и совместное редактирование общих документов, работа в Wiki-среде. Подготовка своего электронного профиля. На этом этапе особое внимание уделяется вопросам безопасности и защите персональных данных.
Позади государственная аттестация и ученики вступают в десятый класс. Традиционно здесь мы пробуем «на ощупь» цифровое искусство: начиная проектирование с Visio, переходим к созданию образов в CorelDraw и завершаем редактированием в Photoshop. Хотя, порой, у наших ребят возникает потребность и заинтересованность, например, в трехмерном моделировании.

Подготовка по предмету в одиннадцатом классе имеет свою специфику: здесь затрагиваются вопросы социальной информатики, знакомимся с базами данных на примере Access и SQL. Очень большая часть времени посвящена подготовке к единому государственному экзамену, когда ребята самостоятельно изучают материал, проходят тренировочные и диагностические работы на специализированных ресурсах.


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35