RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Библиотечный урок

Окончание эпохи изучения сказок А.С. Пушкина четвероклассниками (кл. учитель М.В. Клишина) и первой учебной четверти было ознаменовано проведением 30 октября викторины «Сказки Пушкина». Команды ребят вспоминали и записывали на листочках полные названия прочитанных сказок, определяли хозяев предметов, оставленных в волшебной корзиночке, «оживляли» глаголы-действия, создавали скульптурные композиции, пели народную песню «Во саду ли, в огороде» и придумывали собственные концовки песенной истории. Ведь народное творчество безгранично!

А в конце библиотечного двухчасового урока в качестве поощрительного приза за прекрасное знание текстов сказок, за смекалку и творческий подход ребят ждал сюрприз: сладкие «петушки» на палочках!

По окончании викторины, несмотря на утомление и следующий урок физкультуры, некоторые ребята изъявили желание продолжить викторину… Что ж, известно всем давно: что ни пожелается, то под самый Новый год, как правило, сбывается! Ребята со своими «придумками» уже приглашены на традиционный библиотечный урок в конце следующей учебной четверти. Приходите и вы, милости просим!

 

 

 

Библиотечный урок по сказкам А.С. Пушкина (2 ч.)

30 октября 2015 г.

 

I  Вступление с лирой

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

II  Викторина

Прочитав текст (отрывок), вам нужновспомнить полное название сказки. Написать его на листочке над текстом, а также вписать недостающую строчку в тексте.

 

1)                    ***                                  Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне

                                                                        и прекрасной царевне Лебеди

Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. 
«Кабы я была царица, 
-Говорит одна девица, — 
То на весь крещёный мир 
___________________             (Приготовила б я пир» )
«Кабы я была царица, 
– Говорит её сестрица, –  
То на весь бы мир одна 
___________________              (Наткала я полотна») 
«Кабы я была царица, 
– Третья молвила сестрица, – 
 ___________________                (Я б для батюшки царя 
                                                          Родила богатыря»).

 

 

2)                      ***                                                         Сказка о рыбаке и рыбке 

Жил старик со своею старухой 
У самого синего моря; 
Они жили в ветхой землянке 
Ровно ___________________                    тридцать лет и три года 
Старик ловил неводом рыбу. 
___________________                               Старуха пряла свою пряжу

 

Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И ___________________                            была б у меня на посылках»

 

 

3)                        ***                        Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

 

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна 
___________________                               Села ждать его одна

 

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней,

___________________                                Королевич Елисей

 

Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,

___________________                               За невестой молодой.


4)                     ***                                 Сказка о попе и о работнике его Балде

Навстречу ему Балда 
Идёт, сам не зная куда. 
«Что, батька, так рано поднялся? 
Чего ты взыскался?» 
Поп ему в ответ: …

«Нужен мне работник: 
Повар, конюх и плотник. 
А где найти мне такого

         ___________________                          Служителя не слишком дорогого?»

Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам полез?»
–  «Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, ___________________                       проклятое племя, корчить»

 

5)                     ***                                               Сказка о золотом петушке

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.

___________________                                  Царствуй лёжа на боку!»


Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И___________________                               в шатёр свой увела.   

 

III «Волшебная корзиночка», в ней остались предметы, забытые героями сказок А.С. Пушкина. Вам нужно отгадать хозяина каждого из предметов.

1) Яблоко (царица–мачеха)
2) Белочка (царь Гвидон)
3) Верёвка (Балда)
4) Рыбка (старик)
5) Зеркало (царица-мачеха)
6) Орехи (белочка)

IV  Оживление сказки

Вам нужно назвать сказку. Подчеркнутые глаголы в тексте нужно изобразить мимикой и жестами.

1) Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди      

Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили
, покатили
И пустили в Океян –
Так велел-де царь Салтан.


В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

2) Сказка о попе и о работнике его Балде

Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.

Бедненький бес
Под кобылу подлез,

Понатужился,
Понапружился,

Приподнял
кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

3) Сказка о рыбаке и рыбке

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
Воротись
, поклонися рыбке:
Не хочу
быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался
старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась

4) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Братья милую девицу
Полюбили
. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло. …
«Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?

«Ой, вы молодцы честные,
Братья вы мои родные, …
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана
. Мне всех милей
Королевич Елисей».

5) Сказка о золотом петушке

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.

Под столицей близ ворот
С шумом встретил их народ, –
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…

Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел 
И царю на темя сел.

V Ожившие скульптуры

Каждой из команд нужно создать скульптуру, посвящённую герою/героям одной из сказок, принять соответствующие позы, изобразить мимику, жесты. Зрителям нужно угадать, о какой сказке идёт речь.

Выбор сказки – по жребию (вытянуть бумажечку).

VI Песня «Во саду ли, в огороде» (команды получают листочки с четверостишьями из песни, находят устаревшие слова (архаизмы) и исполняют свой куплет под аккордеон).

  1. Во саду ли, в огороде
    Девица гуляла –
    Невеличка, круглоличка,
    Румяное личко.

 

  1. За ней ходит, за ней бродит
    Удалой молодчик.
    За ней ходит, за ней носит
    Дороги подарки.

 

  1. Дорогие-то подарки,
    Кумач да китайки.
    Кумачу я не хочу,
    Китайки не надо.

 

  1. «Я пойду ли, молоденька,
    Во торг торговати.
    Что во торг ли торговати,
    На рынок гуляти.

 

  1. Я куплю ли, молоденька,
    Пахучия мяты.
    Посажу я эту мяту
    Подле своей хаты.

 

VII
Я зачитываю один из вариантов окончания песни «Во саду ли, в огороде».

Не топчи, бел-кудреватый,

Пахучия мяты.
Я не для тебя сажала,
Я и поливала.

Я не для тебя сажала,
Я и поливала.
Для кого я поливала –
Того обнимала».

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла –
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

Ребятам предлагается придумать другое окончание текста песни и его всем вместе прочитать. 

И… всем участникам – леденцы «Петушок»!  

 

 

 

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35