В третьяковской галерее
Человек – житель земли, хотя сейчас так это не воспринимается. И для человечества в целом не важно, в какой стране рождались новые человеческие способности. Поэтому история человечества – это мировая история. Сложнее вопрос с историей отдельно взятой страны. В связи с этим особенно интересно посмотреть, как мировая история отражалась в истории отдельных народов. С этой целью был осуществлён поход с 7-б классом в Третьяковскую галерею, чтобы попытаться найти отголоски итальянского Возрождения, имеющего мировое значение для развития человечества, в культуре Руси того времени. Это было очень непросто, но очень интересно. Первое, что удивило – во всех пяти залах искусства 11−16 века только иконы… И где в них можно увидеть то, что мы видим у итальянских художников того времени? Где человеческая индивидуальность? Где характер, чувства, настроение?.. Икона – очень строгий и символичный вид искусства. Взгляните на Мадонну Боттичелли…
Самый первый ответ после общего осмотра был, что Возрождения в русском искусстве этого времени нет. Но это не так. Русская духовность на гораздо более тонких планах, как лёгкая паутинка в предрассветных сумерках. Чтобы её увидеть, надо найти правильный угол падения света… Вот посмотрите на эти две иконы.
|
. |
Вроде бы всё одно и то же, строгий канон в формах, цвете… Но приглядитесь, как играет синий цвет на иконе Феофана Грека. Вроде и окрашены им вполне конкретные детали одежды и предметы, но если чуть расфокусироваться, то этот синий оживает, он движется, как звонкий ручей, играет. Это удивительно! Добиться такой живости в рамках строгого канона!
А Троица Рублёва?
Она тоже написана по канонам, но она вся пропитана жизнью! Форма дерева, позы ангелов. Это же волшебство!
Вот оно, самое настоящее Возрождение. Это не время и не стили – это состояние души, которое изливается во всё, что делает человек! И если каждый человек на земле начнёт с таким воодушелением делать свою работу, даже саму простую, насколько преобразится наш мир!"