RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Информация о школе | Пресса о нас | В шестом классе — играем на лирах, в седьмом — бьем в барабан

В шестом классе — играем на лирах, в седьмом — бьем в барабан

Помните уроки музыки в школе? Не знаю, как у вас, а у меня в классе это было любимое занятие! Ребята играли в морской бой или перекидывались в картишки. Мы с девчонками писали любовные записки... А Маргарита Васильевна монотонным голосом что-то рассказывала о кавалеттах, пасторалях и рондо. Знакомо? В этом году в конкурсе «Учитель года» участвовали больше 70 лучших педагогов страны. Но - неожиданно для многих - победителем стал учитель музыки московской школы № 1060 Михаил Стародубцев! Ну и дела! Где это видано, чтобы преподаватель музыки обошел физиков, математиков, историков - традиционно уважаемый учительский народ?


Сыграть на флейте?

Приехала пораньше назначенной Михаилом Леонидовичем встречи. Вдруг получится на уроке посидеть у такого педагога? Ан нет. Оказалось, что каждый его урок - это тайная вечеря: посторонним вход заказан. Только учитель, ребята и музыка... В школьном дворике меня окружила толпа любопытных ребят с граблями и лопатами. Они приводили в порядок школьный сад.

- Поможешь? - предложила мне голубоглазая кроха.

Я вооружилась инструментом. Но мы так увлеклись разговором, что не заметили, как прислонили садовый инвентарь к дереву.

- Хочешь я тебе на флейте сыграю?

Через несколько минут Аня вернулась с флейтой и виртуозно исполнила «Во поле березка стояла» и что-то своего сочинения!

- А мы все так можем! - гордо выпятил грудь стоящий неподалеку мальчуган. - Нас Михаил Леонидович и не такому научил!

Мне удалось заглянуть в класс за пять минут до звонка. Шестиклассники сидели кружком, где-то среди них затерялся и сам Михаил Леонидович. Они что-то бурно обсуждали. Потом учитель раздал всем ноты, ребята вытащили флейты, кто-то бережно достал скрипку из чехла, паренек засел за фортепиано. И внимательно следя за каждым движением руки учителя, ребятня исполнила какую-то волшебную композицию. Как потом мне поведал Стародубцев, занятие было посвящено... рыцарям «Круглого стола».

Пойте колыбельную!

Мы с Михаилом Леонидовичем сели на маленькие стульчики. Скрипки, виолончели, флейты, лиры заполняли шкафы и столы, в углу подбоченился мощный контрабас, по центру расположились фортепиано и особая гордость - рояль, на котором играл сам Рахманинов (подарок школе)...

- То, что я увидела в классе, сложно назвать уроком...

- На наших уроках нет дидактики, я не следую образовательному плану. Но это урок. Мы преподаем эпоху. Мы же про грамматику не спрашиваем у малыша, который учится говорить. Вот когда научится, тогда можно и о грамматике вспомнить. Так же и в музыке. Сначала должно возникнуть отношение к предмету...

- При чем тут эпоха?!

- Начальная школа - отзвук дошкольного детства. В этом возрасте важно доносить информацию через сказки, фольклор. Первая задача - чтобы класс ощутил себя единым целым. Затем создаем взаимоотношения между частями. Только на третий год начинаем нотную грамоту и письмо. На четвертый занимаемся эпосом. Пятый класс - Древняя Греция. Тут мы и танцуем, и сочиняем, и играем. Шестой класс - Средневековье, песни и танцы народов мира, которые исполняем на французском, испанском и немецком. В седьмом классе у подростков вытягиваются руки и ноги, им некуда их девать, поэтому мы стучим на барабанах и играем на гитарах. В восьмом классе надо дать гармонию: тяга к ямбу и к гитаре - это тяга к людям и дружбе. В девятом и десятом классах проходим искусство русского народа. В 11-м подводим итог и две недели безостановочно занимаемся музыкой.

- А не задают вам школьники вопрос: «На фига мне эта музыка?»

- Такой вопрос может задать тот, кому на уроке музыки преподавали отрывки из обрывков. Такие уроки не нужны, а может, и вредны. А музыка - центральная часть воспитания! Это ритм нашей жизни! Наши люди постоянно опаздывают, а немцы от этого бесятся. Они не могут этого понять, потому что они музыкальны! У них на двадцатимарочной купюре были скрещены скрипка и кларнет. Может, и в нас станет музыки больше. Вот у вас в газете новая акция «Великие композиторы» - каждый вторник с номером можно купить и диск классической музыки. Здорово, что такие начинания есть.

- А что делать, если медведь плясал на ушах?

- Пойте колыбельную... Наша гортань со всем справится. Надо просто заниматься. Кому-то очень долго, а кому-то просто долго.

- Что бы вам хотелось изменить в системе образования?

- Педагогам надо обрести взгляд на ребенка как на целое. И не дробить образование на предметы. Когда к нам приходят ребята из других школ, то поначалу они похожи на части расстроенного механизма: лежат себе и не шевелятся. Тут у них в голове математика, там - химия, в другом углу - биология с русским. Они не ощущают предметы единым целым, которое дает им главное - знания о жизни! Вот мы и ищем живую воду, чтобы скрепить и оживить ребенка. Вы удивитесь, но этой водой оказалось пение! У нас вся школа поет! Через музыку мы понимаем взаимосвязи жизни!

- Ваша мечта?

- Хотелось бы когда-нибудь увидеть у наших сограждан немного другое отношение к музыке. Чтобы музыка оказалась на таких же правах, как речь, как нечто необходимое, не только для общения, но и для более глубокого взаимопонимания. Для доверия...

ИЗ ДОСЬЕ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

Михаил Леонидович СТАРОДУБЦЕВ. Дата рождения: 1 октября 1959 года. Образование: Московская консерватория имени

П. И. Чайковского, вокальный факультет, дирижерско-хоровое отделение. Педагогический стаж - 28 лет. Хобби: музыкально-этнографические экспедиции. Спорт: шахматы, туристические походы. Заветное желание: я хочу, чтобы мои дети не разучились удивляться, чтобы их удивление возрастало, а круг удивительного расширялся.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Дорогие московские учителя!

От имени правительства и от себя лично сердечно и горячо поздравляю вас с замечательным, очень важным для всей столицы праздником - Днем учителя!

В Москве эта профессия всегда была, есть и будет в числе самых необходимых и самых почетных. Город знаний, город науки, город - столица России прославлен вашим трудом, ибо в основе всех достижений Москвы лежат образование, интеллект, сила просвещенного разума.

Человек приходит в школу ребенком, а оставляет ее стены сформировавшейся, образованной личностью, готовой к вступлению в большую жизнь, к строительству своей судьбы, к активному участию в делах города и страны. Гордясь нашими школьниками и выпускниками, мы хорошо знаем и помним, что именно вы, московские учителя, вложили в каждого из нас частицу своей души, свой профессионализм, свой нелегкий и непростой труд.

Наши дети - наше продолжение, продолжение наших планов и нашей мечты о могучей и свободной России. Вы закладываете в души школьников высокие моральные принципы, воспитываете из наших ребят настоящих патриотов Москвы и Отечества. Отрадно осознавать, что корпус московских учителей является не только крупнейшим в стране, но и наиболее квалифицированным и талантливым, профессионально оснащенным, самоотверженно преданным великому делу образования и воспитания новых поколений.

Правительство Москвы видит своей приоритетной задачей создание условий для нового подъема школьного образования, повышения престижа учительской профессии, решения социальных проблем учителей. На эти цели выделяются значительные и постоянно растущие бюджетные средства. Такие инвестиции приносят громадный по объему и значению эффект, являясь, по существу, инвестициями в устойчивое и успешное развитие Москвы и России.

Желаю вам, дорогие московские учителя, новых достижений и успехов в вашем благородном деле, крепкого здоровья и счастья!

Мэр Москвы Ю. М. Лужков.


МНЕНИЕ КОЛЛЕГИ

«Учитель года-2007», преподаватель математики московской школы № 2030

Анна МЕХЕД, член жюри конкурса этого года:

- Михаил Леонидович очаровал и пленил все жюри. Он показал мастер-класс, за которым завороженно следил весь зал. За 20 минут Стародубцев сумел реконструировать оперу. Мы увидели весь путь - от времени, когда был только звук, до фееричного финала с овациями. Он любит детей. Это качество в любом педагоге самое ценное. Я бы очень хотела, чтобы такой человек работал в моей школе.


У него нет двоечников - все отличники. Музыку же нельзя оценивать! Он не учит, он вживляет мелодии в душу. Он не тот педагог, который будет 25 лет играть по затертым нотам «В лесу родилась елочка». Он работал с бардом Михаилом Щербаковым, записывал с ним диски. Он каждый раз с каждым учеником открывает новый мир, рождает новую музыкальную композицию, подходящую именно для этого ребенка. Он в минуты душевной невзгоды, как и Шерлок Холмс, берет в руки скрипку и учится играть... Ведь умения извлекать звуки из фортепиано, гитары, виолончели, флейты, лиры, контрабаса и многих других музыкальных инструментов ему не хватает. Нужна еще скрипка, обязательно! Этот человек не может притормозить на жизненном пути, а тем более остановиться. В нем кружит бесконечная, вечная музыка, от которой так хочется жить

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35