RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

История

Штайнер
Рудольф и Мария Штайнер. 1915 г. Рудольф Штайнер,
1905 г.

Гётенаум
1-й Гётеанум — центр Антропософского движения

Мюнхенский теософский конгресс, 1907 г.
Мюнхенский теософский конгресс. 1907 г.-

2-й Гётенаум
2-й Гётеанум — современное здание

Вальдорфский центр в Швеции
Вальдорфский центр в Швеции

 

Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в немецком городе Штутгарте. Инициатива ее создания принадлежала Эмилю Мольту (1876-1936) — директору и совладельцу сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру (1861-1925) — немецкому философу и ученому — с просьбой создать школу и взять на себя педагогическое руководство ею. Затем, в первой половине 20-х гг., в различных городах Германии возникло еще восемь подобных школ. Все они стали называться, по «материнской школе», вальдорфскими.
 
Во второй половине 30-х годов немецкие вальдорфские школы начали подвергаться нарастающим притеснениям со стороны нацистского режима. К 1938 г. все они были закрыты, исключение составила школа в Дрездене, закрытая лишь в 1941 г. В 1945 г. она вновь смогла открыться, но вскоре была опять запрещена, на сей раз уже социалистическими властями ГДР. Школа снова возобновить свою работу лишь в 1990 г. Это символический факт времени.
 
Довольно скоро после открытия первой штутгартской школы аналогичные учебные заведения появились и за пределами Германии. Например, начиная с 1925 г., такие школы появились в Швейцарии, где они именовались «Школами Рудольфа Штайнера». С 1923 г. начали основываться школы в Голландии, называвшиеся Vrije School («Свободная школа»). Вскоре возникли школы в Англии (первая — с 1925 г. в Лондоне), Португалии (Лиссабоне), Норвегии (1926) и США (в 1928 г., в Нью-Йорке). Эти школы поддерживали духовную непрерывность движения в годы его запрета в Германии национал-социализмом. Эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в США, Бразилии, Южной Африке и др. странах.
 
В восьмидесятых — девяностых годах количество новых вальдорфских школ резко возрастает, так что к 2002 г. в ФРГ их существует уже более 170. В целом, в мире на сегодня имеется около 870 подобных учебных заведений. С 1989 г. они стали возникать и в странах бывшего социалистического лагеря (вначале в Венгрии, а затем в Польше, России, Румынии, Украине, Эстонии, Чехии). В рамках вальдорфского движения организовывались также детские сады, дошкольные учреждения (на сегодня — около 2000), а также лечебно-воспитательные учебные заведения и детские дома, которые также насчитываются сотнями. Эта динамика отчетливо показывает резкий рост общественного интереса к образовательным учреждениям вальдорфского типа во всем мире за последние двадцать лет.
 
В России на сегодня существует 25 вальдорфских школ и около 60 вальдорфских детских садов. При этом меньше половины вальдорфских школ работают как государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, основная часть российских вальдорфских школ являются негосударственными образовательными учреждениями. На начало 2001 - 2002 учебного года в вальдорфских школах России обучалось примерно 3000 детей, в детских садах — примерно 1600 детей. Имеется три центра подготовки вальдорфских учителей — в Москве, Петербурге и Ярославле, проходят регулярные курсы повышения квалификации, организуемые Международной ассоциацией вальдорфской педагогики стран Восточной Европы (IAO).

Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35