Структура курса
Примерное тематическое планирование занятий
семинара «Живая школа».
Занятия предполагают общие лекции, практические занятия по 3 специальностям и искусства для всех.
1 год обучения. Основы вальдорфской педагогики.
Основная книга года «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» Р. Штайнера.
Темы года:
Введение в вальдорфскую педагогику. История возникновения вальдофской школы. Личность Р. Штайнера. Антропософия, как база педагогики.
1. Трехчастное рассмотрение человека (мышление, чувство и воля).
2. Дыхание и сон. Ритмы.
3. Возрастные особенности развития ребенка. Семилетия. Соответствие развития человечества и человека. Онтогенез и филогенез.
4. Задачи трех первых семилетий: «мир добр», «мир прекрасен», «мир истинен».
5. Человек и царства природы. Четыре уровня организации человека.
6. Введение в феноменологию. Учение Гете.
7. Образное преподавание – основа вальдорфской педагогики..
8. Темпераменты.
9. Годовые ритмы. Праздники года.
Искусства (для всех):
Музыка.
Живопись, лепка.
Рецитация.
Театр.
Эвритмия
.
Практические занятия по направлениям
Для классных учителей:
Феноменологическое рассмотрение учебных предметов:
Родной язык и чтение. Поэтика.
Математика.
Окружающий мир.
Рисование форм.
Ритмическая часть урока.
Для преподавателей иностранных языков:
1. Цели изучения иностранных языков в вальдорфской школе.
2. Идеи Р. Штайнера о преподавании иностранных языков в школе.
3. Обзор первых трех семилетний в развитии человека с точки зрения преподавания иностранных языков.
4. Роль образа в преподавании иностранного языка.
5. Ритмическое построение урока иностранного языка.
6. Страноведение и годовые праздники.
7. Игры, работа с текстом и лексикой, грамматика, рецитация, театр — особенности вальдорфского подхода.
Для преподавателей музыки:
1. Музыка в вальдорфской школе. Значение занятий музыкой в жизни ребенка.
2. Воздействие пения и инструментального музицирования на здоровое развитие ребенка.
3. Ритм в жизни и в музыке.
4. Обзор первых трех семилетий в развитии человека с точки зрения преподавания музыки.
5. Музыка, математика, физика.
6. Роль образного преподавания музыки.
7. Темпераменты и подбор музыкального материала.
8. Годовые праздники в музыке.
Педагогическая практика (для всех): посещение уроков.
2 год обучения. Методика преподавания в вальдорфской школе.
Подробное рассмотрение «Общего учения о человеке», «Искусство воспитания» (семинарские обсуждения) Р. Штайнера.
Темы:
1. Дифференциация телесного, душевного и духовного в человеке (девять аспектов).
2. Основной педагогический закон.
3. Теософия; история развития человечества.
4. Возрастное развитие ребенка: психофизиологические аспекты.
5. Учебный план вальдорфской школы. Темы года.
6. Педагогические полярности.
7. Здоровое развитие и детские болезни.
8. Учение о чувствах (12 чувств)
Искусства (для всех):
Музыка.
Живопись, лепка.
Рецитация.
Театр.
Эвритмия.
Практические занятия по направлениям
Для классных учителей: Методика преподавания предметов по классам. 1-7 классы.
Для преподавателей иностранных языков: Методика преподавания иностранных языков по классам. 1-7 классы.
Для преподавателей музыки: Методика преподавания музыки по классам. 1-7 классы.
Педагогическая практика (для всех): посещение уроков в школе; подготовка, проведение и обсуждение уроков в рамках семинара.
3 год (полгода). Углубленное изучение вальдорфской педагогики.
Взять за основу «Антропологию и педагогику» Р. Штайнера.
Темы:
1. Учение о чувствах (12 чувств). Углубление.
2. Введение в лечебную педагогику.
3. Семь жизненных процессов.
4. Архитектурно - пластические и музыкально-поэтические силы.
Искусства (для всех):
Музыка.
Живопись, лепка.
Рецитация.
Театр.
Эвритмия.
Педагогическая практика (для всех): Активная педагогическая практика в школе.
Написание и защита диплома.