RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Лесная практика

По окончанию 9 класса ученики вальдорфских школ по программе выезжают на лесную практику и если в Германии это уже обычный ход событий, то в России это все происходит пока только в качестве эксперимента.

За это лето я побывала на двух лесных практиках и впечатления от них остались совершенно разные, но сейчас речь пойдет больше о второй, которая прошла в середине июля в деревне Тальцево с учителем из Ваймера – Клаусом Вешле.

Клаус – учитель географии, экономики и садоводства в старших классах, проводит подобные практики уже 28 лет. Сам он начал проводить лесные практики после знакомства со старым мастером, не будучи вальдорфским учеником или учителем, побывав на его практике, Клаус вдохновился и в последствие стал мастером в этом деле.

На вопрос – зачем нужна лесная практика он ответил: Лесная практика нужна как основа культуры. Сегодня земля требует ухода. Работая в лесу, ты понимаешь, что работаешь не для себя, как в огороде, а для других, для своих потомков. Лесу не нужны слова, лесу нужен жест и тогда он отреагирует.

Клаус плохо говорит по-русски, но хорошо знает английский, правда ему не нравилось, когда к нему обращались на нем. Пусть лучше хоть какой-нибудь немецкий, чем английский. Для лучшей коммуникации с учениками ему помогала переводчица Ксения, пару раз она провела у нас уроки немецкого, на них я выучила материала больше чем за весь год, сидя за партой.

Клаус – мастер своего дела, он увлечен лесом так, что видели бы вы его, когда он начинает объяснять, как нужно выбирать «дерево будущего» (наиболее красивое прямое и здоровое дерево, которое нужно оставить). Или на пример, когда мы только продирали глаза, а он уже успевал сходить в лес или разведать, что твориться в овраге, что бы после завтрака мы могли пойти туда и он бы спокойно мог нам объяснить, как бороться с борщевиком.  

Теперь немного о хозяевах. Александр и Татьяна – принимающая сторона.
Александр – закончил лесотехническую академию в Питере и всю жизнь после этого проживает в этом районе (Акуловский) и работает по специальности, перед тем как начать проводить лесные практики, он занимал должность директора лесхоза, но все поменялось после встречи с Гунтером, об этом чуть позже. Сам по себе он молчалив, даже немножко суров, очень ответственно подходит к выполнению своих обязанностей и строго следит за техникой безопасности.

Татьяна – педагог, работавший с трудными подростками, заведовала подростковым клубом и Таврическим садом в СПБ. Её внучка закончила девятый класс вальдорфской школы в Дачном в Питере и тоже присутствовала на практике.

О том как начали проводиться лесные практики в Тальцево: Александр и Татьяна познакомились с Гунтером 11 лет назад и уже семь лет подряд, с его посыла, проводят практики по методике Хана, описанной в его трудах на немецком (сейчас переводится на русский для широкой публики).
За семь лет Тальцево посетило немало 8 и 9 классов из Питера, Жуковского, Ярославля и Москвы.

Теперь непосредственно о самой практике: Проживали мы в старой деревенской избе, спали в спальниках, но основная часть программы, не считая свободное время, проходила в лесу или в столовой. От нашего дома до столовой было примерно метров пятьсот.

И так наш день начинался в 6:45 под легкий джаз будильника единственного взрослого, спавшего в «детском доме», он все собирался уйти от нас если мы ему расскажем страшилку, но этого так и не произошло.
К семи тридцати мы подтягивались на завтрак, который был, кстати, очень разнообразным и вкусным.
И в 8:30-9:00 выдвигались в лес, где в сумме проводили восемь часов, обедали мы там же. Мы работали по группам.

Три группы – три разных локации: сад, березки и лесоповал. Расскажу по подробнее про каждое место.

Сад – точнее когда-то им был (если быть точным лет 50 назад) представлял из себя кусок леса где ели, которые порой нельзя было обхватить руками в одиночку, стояли вперемешку с корявыми, на половину сухими яблонями, в последствии оказалось что там еще есть рябины. Как вы уже поняли, исходя из названия, предпочтения мы отдавали плодовым деревьям, т.е. яблоням и рябинам.

Мы делали все возможное что бы им жилось комфортнее – срубали те самые огромные ели ну или по крайней мере «обессучивали» (отпиливали ветки и сучки) их до середины ствола, ну вы же понимаете восьмидесятилетним яблоням нужен свет, так же мы работали ложками, да-да вы правильно прочитали именно ложками. Они нужны были для того что бы очищать стволы деревьев от лишайников и мхов. И вот представьте, сидите вы на корточках под дождем часа два и монотонно по направлению от корней к кроне (это важно) скребете по стволу ложкой.

Все ветки, спиленные в ходе нашей работы, мы сжигали и на этом же костре запекали картошку и сосиски на обед, в дождливые дни с этим конечно были проблемы, но мы справились.

Вторым местом наших работ были березки – молодая (25 лет) непроходимая поросль, выросшая на месте поля, потому что его перестали распахивать. Когда мы туда только пришли у меня на пример голова пошла кругом и в глазах рябило из-за черно-белых полосок, со временем мы привыкли. Главным образом мы занимались прореживанием рощи, это делается для того что бы деревья равномерно росли как вверх так и в ширь и вторая, но не менее важная причина – это новое поколение, которое не в состоянии расти из-за нехватки света.

Третья и последняя из основных локаций – это лесоповал, представлял он из себя кусок леса с высоченными елями и березами, честно говоря я так и не поняла зачем мы спиливали пусть даже не очень ровные деревья, но Клаусу виднее. Поваленные деревья распиливали, обессучивали, окаривали (очищали от коры) и внимание – не сжигали, так как в лесных угодьях запрещено жечь костры (если это все же происходит – то спутник засекает повышение температуры, посылает сигнал и приезжает пожарная машина.

Именно по этой причине те кто работал здесь – ходили обедать в сад), а складывали в штабеля на просушку. На каждой локации мы проводили по два дня, но если в сумме посчитать дни – то получится шесть, на что же, спрашивается, ушли остальные четыре дня нашей практики?

Во первых один день, а именно воскресенье у нас был выходной и мы ходили на озеро, прогулка была знатная, плюс минус два часа в одну сторону и без травм не обошлось, а еще по дороге обратно нас застал сильнейший ливень, но все это того стоило – тепленная вода, завораживающие виды лесного озера и душевные разговоры у костра, создававшие атмосферу, все это было в тот замечательный выходной. Потом наступили будни, не сказать что серые, но еще как рабочие.
Помимо выходного осталось еще три дня на которые я почти полностью выпала из процесса по причине болезни с кашлем насморком и температурой, на сколько я знаю в эти дни кто-то ходил на лесоповал, кто-то чистил ручей, кто-то занимался огородом и питомником. Ну да ладно вернемся все же к нашему распорядку дня.

 После работы, а именно в 16:30, по идее у нас должно было быть свободное время до 18:00, но так как всем после работ очень хотелось в душ, свободное время мы проводили в ожидании своей очереди, за чашкой чая и разговорами. К тому же горячую воду в том душе не так то и просто было получить, для этого сперва нужно было растопить «титан».

Те кто не особо устал, хотел вкусняшек больше чем душа или по каким-то известным лишь им причинам шли после работы в лесу полтора километра до магазина. Как я уже сказала, в шесть у нас начиналась тематическая лекция (на ней многие отрубались, хотя очень зря ведь Клаус рассказывал о лесах Китая и Америки, как северной так и южной) или же мы писали отчет о проделанной работе, как настоящие немецкие подмастерья (так выразился Клаус).

В отчете надо было подробно описать ход работы, работу, проделанную тобой лично, итоги всей группы и впечатления. Как и полагается в 19:00 у нас был ужин, не менее сытный и разнообразный чем завтрак, а после этого долгожданное свободное время.

Фиксированного отбоя не было, мы играли в мафию – это было очень шумно и неорганизованно, зато весело, валялись на сеновале, после чего у некоторых началась аллергия, кто-то играл на гитаре, читал книжки, смотрел фильмы, трепался по телефону, в общем, занимались чем только могли, но никак не спали, в итоге ложились примерно в три, а были и такие, которые в пять ходили рассвет встречать. По началу, даже, было нормально, но спустя некоторое время у ребят упала включенность в процесс, а так как мы работали с пилами и топорами – стали появляться порезы, царапины. Спустя некоторое время часть ребят, я в частности, которая хотела засыпать пораньше, не видя другого выхода, перебралась в столовую к взрослым – это дало нам возможность спокойно засыпать в 23:00 и даже беруши не понадобились. В целом, от этой практики впечатления остались только положительные, по ее итогам мы научились правильно ухаживать за лесом и завели кучу новых друзей!

Автор текста: Валя Алексеева 07.2019


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35