Антистрессовые модели поведения участников образовательного процесса в ОУ разного типа
Упражнения «Гимнастики мозга»
Как известно, наиболее стрессообразующими для ученика являются его учебные трудности. Когда ученик не достигает ожидаемых результатов в учебе, падает его самооценка, возникает недопонимание в отношениях с родителями, с учителями. Достаточно трудно поддерживать конструктивную мотивацию ученика, если учеба дается ему с трудом.
Наиболее простыми и, вместе с тем, действенными являются упражнения «Гимнастики мозга», освоенные учителями нашего учреждения и применяемые в рамках экспериментальной работы. Упражнения «Гимнастики мозга», как метода интегративной кинесиологии, достаточно просты для выполнения учащимися, начиная с первого класса. Это позволяет включать их в учебную деятельность для активизации познавательных процессов у детей в периоды наибольшей утомляемости, при смене видов деятельности урока, для переключения внимания, для активизации определенных мыслительных функций и т.п.
Движения «Гимнастики мозга» напоминают естественные движения человека, т.к. в ее основе лежат движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Основными являются 4 группы физических упражнений, легко выполнимых даже детьми дошкольного возраста, и не требующих специальной физической подготовки:
1. упражнения, обеспечивающие сбалансированную работу левого и правого полушарий головного мозга;
2. упражнения, обеспечивающие связь передних и задних отделов мозга;
3. упражнения, повышающие общий тонус организма;
4. упражнения, способствующие снятию стресса.
Комплекс упражнений «Гимнастики мозга» (далее ГМ) используется для коррекции нарушений и улучшения некоторых навыков:
1) Целостная координация тела при занятиях спортом и играми;
2) Навыки самостоятельного чтения
– организация и планирование дальнейшей работы,
– интеграция внутренней речи и внутреннего поведения,
– развитие творческого мышления,
– облегчение решения тестов,
– развитие оперативной и долговременной памяти и др.
3) Навыки чтения
– осмысленное, понимающее чтение,
– устное чтение,
– скорость и выразительность чтения и др.
4) Продуктивная работа с электронной и механической техникой
5) Улучшение навыков письма
– правописание,
– координация «рука-глаз»,
– развитие умения выражать свои мысли на бумаге и др.
6) Математические навыки
– устные вычисления,
– улучшение понимания причинно-следственных связей,
– навыки различения и сравнения и др.
7) Личностная экология (езда в автобусе, самолете, автомобиле);
8) Навыки осознания собственного «Я»:
– способность управлять собой в любых ситуациях,
– организация своих ощущений,
– осознание своих потребностей,
– раскрытие творческого потенциала.
Упражнения ГМ внедряются в различных учебных ситуациях и формах:
- организации переменки-пятиминутки между и внутри учебных занятий;
- снятие учебного стресса при подготовке к экзаменам и тестовым испытаниям;
- снятие стресса и повышение работоспособности у учеников в переходных классах (5-е, 8-е), в 1-х классах, у воспитанников в периоды адаптации к детской группе;
- для улучшения координации движений, телесного баланса на занятиях, связанных с движением;
- для улучшения зрительно-моторной координации обучающихся на занятиях, связанных с письмом и чтением;
- для преодоления проблем, связанных с чтением, с пением, работой голосом;
- для преодоления затруднений при взаимодействии обучающихся с компьютером и пр. техническими устройствами (взаимодействие типа «человек-машина);
- для психо-коррекционной работы и психопрофилактической работы с ОУ;
- для преодоления «эмоционального выгорания» и стресса у педагогов.
Освоение «Гимнастики мозга» не требует специализированных профессиональных знаний, поэтому выполнять их вместе с детьми могут не только профессионалы, прошедшие полную программу курса по образовательной кинесиологии, но и родители после участия в занятиях с их ребенком. Родители, освоившие упражнения, могут выполнять их дома со своим ребенком, способствуя созданию более благоприятных условий для освоения их ребенком образовательной программы.
В дальнейшем мы планируем проведение групповых встреч для родителей, желающих освоить упражнения «Гимнастики мозга», для помощи своему ребенку и себе, так как все они способствуют снижению уровня стресса.
Интегративная кинесиология, включающая в себя «Гимнастику мозга», учит технологиям освобождения стресса на всех уровнях. Освободившись от стресса, человек начинает действовать активно, система оберегает целостность, «исцеляется» от болезни.