2014-2015
Празднику фонариков — 21 год
1 ноября в 21-й раз начальная школа отмечала праздник фонариков. Праздник, который впервые пришел в нашу школу из Германии в 1993 году, в этот раз не только удался, но и получил свой русский облик. Почему? В западной традиции этот праздник связан с жизнью Святого Мартина, с римским воином 4 века, который принял христианство, прославился своими добрыми делами и затем стал епископом Католической Церкви. По легенде холодной осенью Мартин встретил в лесу бедняка, и тот просил у богато одетого римского воина теплый плащ.
В вальдорфской школе у каждого класса есть тема года. Во втором классе эта тема — легенды и басни, добродетели и пороки человека. Весь год дети через рассказы классного учителя знакомятся в конце урока с жизнью Святых и баснями разных народов. На уроках иностранных языков, живописи, эвритмии, музыки — везде эта тема господствует, и таким образом дети глубоко переживают услышанное. Именно поэтому спектакль о Святом Мартине и оформление праздника фонариков поручаются второму классу.
В 1993 второй класс Свободной вальдорфской школы на Стремянке впервые показал маленький спектакль о Святом Мартине на немецком языке в актовом зале на пятом этаже. Затем дети всех классов вышли со своими фонариками во двор, где Святой Мартин в золотом шлеме и в красном плаще на черном коне встретил их и возглавил шествие под руководством Анатолия Аркадьевича Пинского по Стремянному переулку.
Уже через год Наталья Трухина подарила школе чудесный стихотворный перевод песни и спектакля о Мартине. Затем с каждым годом спектакли дополнялись новыми эпизодами из жизни Святого. Появлялось множество новых фонариков, каждый раз освещая вновь школьное здание, двор и переулки вокруг школы.
К сожалению, в конце 90-тых годов на Стремянке появилось так много машин, что наши шествия стали невозможными, и о лошади думать было уже нельзя. Зато родилась традиция освещать школьную лестницу свечами и завершать праздник, угощая всех участников печеньем, испеченным ребятами.
В этом году вторые классы, их учителя и родители удивили всех особенным подарком: два вторых класса сделали общий спектакль. Родители встречали гостей на лестнице и в коридорах волшебной музыкой и во время спектакля справа и слева в зале поддерживали своих детей прекрасным пением. А дети вторых классов не просто «играли», а по-настоящему пережили сочувствие Святого Мартина к бедняку, и то, что он, вопреки рыцарскому обычаю того времени, не боясь насмешек своих товарищей, не пожалел свой дорогой плащ и разделил его со страдающим нищим. Каждый ребенок выбрал ту роль, которую он захотел сыграть. Зрители почувствовали, что все, что они видят, пережито детьми на самом деле очень глубоко. В конце спектакля ангельский хор, стоявших по парам девочек и мальчиков, по очереди, откидывая вверх лёгкие белые ткани, пропускал сквозь свои ряды друг за другом идущих Мартинов, которые будто проходили через эти врата в мир света. Это был торжественный момент, когда и актеры и зрители могли почувствовать, что испытание, пережитое Мартином во сне, зажгло в нем тот самый свет, что помогает человеку пройти через темноту, которая бывает в нашей жизни.
Волшебство праздника продолжалось, когда под колокольный звон родители вели детей с зажженными фонариками во двор. Там звучали песни о фонариках на русском и немецком языках, и у каждого ребенка светился собственный фонарик, сделанный и раскрашенный с любовью. Дул сильный ветер и на небе стояла серебристая луна. Но фонарики качались на ветру, освещая темный двор теплым светом. Нас согревал свет праздника и вкусное печенье, которым мы обменивались в конце праздника.
Спасибо всем детям, учителям и родителям за этот чудесный праздник. Каждый год праздник фонариков даёт нам возможность пережить, несмотря на приближающийся внешний холод и темноту, как внутри нас вновь и вновь загорается огонь, помогающий преодолеть любые испытания.
Коноваленко Уте, редакция – Стародубцева Е. A., Хатюхина Е. В.