RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года
Главная | Вне учебы | Мероприятия | 2013-2014 | Театральный фестиваль вальдорфских школ России

Театральный фестиваль вальдорфских школ России

Театр – жив!
Театральный фестиваль восьмых классов на Стремянке
Начать фестиваль в «Театриуме на Серпуховке» – счастливая идея!  Яркое театрально-музыкальное действо определило настроение на целый день. А когда после спектакля группу ребят из Москвы, Самары, Воронежа и Санкт-Петербурга, уже направившуюся в сторону «Му-му», догнал молодой человек с остатками грима на лице и вопросом «Ну как?», это и было настоящим НАЧАЛОМ фестиваля. Потому что это было первое знакомство на фестивале, где и хотелось всех перезнакомить, а ещё – это была встреча с Арсением Краковским, мастер-класс которого многие ребята впоследствии назовут в своих анкетах самым запомнившимся.

Во второй половине дня все участники встретились в актовом зале школы 1060, чтобы открыть наш «Театральный фестиваль вальдорфских школ». В этот первый раз собрались гости из пяти городов: Самары, Калуги, Воронежа, Санкт-Петербурга и Москвы.
Хотелось сделать фестиваль-знакомство, фестиваль-общение, фестиваль-мастерскую. И постараться совместными усилиями создать ПРАЗДНИК. Подарить его друг другу. А ещё – увидеть каждого на сцене, почувствовать то, что волнует ребят. И – немножко узнать друг о друге. Того –  «самого главного», что «глазами не увидишь».

Как почувствовать, что мы – здесь, мы – вместе, и мы слышим другого? Лучшая настройка – вместе спеть. Утренние спевки проводила Маргарита Григорьевна Парсаданова. Зажигательно исполненная ею песня группы «Альфа» стала гимном фестиваля, провозгласившим: «Театр – жив!»
Но для начала нужно познакомиться. Увидеть (удивить)  друг друга в совместной игре, чтобы потом ещё ближе узнать в совместной работе.  Простая считалочка показала, что нас собралось больше 80-ти человек!
 
«Варкалось… хливкие шорьки…», стуча зубами, озвучивала текст группа, оказавшаяся по заданию в Арктике, решив почему-то «пригласить» туда пингвина. Другая группа, чинно передвигаясь, пила воображаемый чай, оттопырив пальчик. Они представляли себя на светском рауте. Третьи завывали: «О! Бойся Бармаглота сын!». Что поделаешь, если родился в племени мумбо-юмбо и камлать заклинания – твой единственный способ общения с природой! Только за время знакомства участникам удалось побывать ещё и на пожаре, и на тонущем корабле, и в пустыне.
Организаторы придумали «сверхзадачу» фестиваля — знакомить ребят не только друг с другом, а ещё и с основными театральными терминами. «Игра», «место действия», «предлагаемые обстоятельства» - звучало с самого начала встречи. Занятия следующих двух дней дополнили картину: «мизансцена», «сценическая речь», «сценический бой», «темпо-ритм действия» и т.д. Интересно, кто из команд станет победителем последней викторины – назовёт больше всего театральных терминов? Для записи впечатлений участникам раздали изготовленные в школьной типографии разноцветные блокнотики с символикой фестиваля.

Для ребят важно получать всё «из первых рук». Удачей нашего фестиваля было участие в нём профессиональных актёров – Геннадия Краковского (фехтование), Марии Краковской (мизансцены), Натальи Валуевой (сценическая речь). Удача школы, что это – наши родители, которые вместе с другими родителями помогали фестивалю состояться и стать событием для его гостей. Родители восьмиклассников организовывали все чайные паузы.

В первый вечер наш восьмой класс показывал спектакль «Кьёрджинские перепалки» Г.Гольдони. Темп, азарт, импровизация – и молниеносные словесные пикировки, в которых узнаёшь страстных восьмиклассников и в которые легко веришь в этом их возрасте! «Какая органичная, правдоподобная ругань!» - думал я, видя эту работу во второй раз. Второй состав исполнительниц главных ролей ни в чем не уступал первому.  Естественно выглядели и такие же скорые примирения героев. А то, что некоторых исполнителей, как Остапа, «несло», было очаровательным попаданием в стилистику импровизационного театра. Зрители долго и эмоционально  благодарили артистов и всю группу постановщиков. И – вполне заслуженно!

Второй день начался работой в мастер-классах. Три ведущих и три группы, распределившиеся по цветам: красная, синяя и желтая. София Звонова – режиссер и родитель, вела мастер-класс «Групповое взаимодействие», Арсений Краковский – теперь 11-классник, актер «Театриума», выбрал тему «Движение и контакт», и ваш покорный слуга проводил занятие, темой которого были «Звук и движение».
(Интересно, что группы, составившиеся по случайному признаку – по цвету, оказались и по характеру довольно разными. Может, это не случайно?)
В середине дня – свой спектакль показывали ребята из Калуги. Это была история Януша Корчака и Дома сирот по поэме А.Галича «Кадиш» и рассказам В.Коростылева. Тема личной ответственности за дела, идеи государства – обжигающе правдива и всегда современна. И ребята, желавшие «достучаться» до каждого, со своей очень непростой задачей справились. Мне как зрителю это было ясно: ком в горле долго не отпускал. Исполнители были требовательны к себе и чутко прислушивались к  публике. Одному из них, отвечавшему на вопросы корреспондента фестивального пресс-центра, показалось, что «реакция была только у взрослых». То, что это, мягко говоря, не совсем так, подтвердил опрос ребят – многие отметили работу калужан как самое запомнившееся событие фестиваля.

К.С.Станиславский часто спрашивал у актёров и режиссёров: «Чем удивлять будем?». Задачу «удивлять» поставил себе наш пресс-центр под руководством Виктории Юрьевны Немчик. Всё, что происходило вокруг, сразу же находило отклик в иллюстрированных газетах с интервью, цветными фото с комментариями и впечатлениями зрителей. Исполнители видели себя на вполне профессионально сделанных фотографиях (спасибо Сереже из Самары!) и читали статьи и интервью практически сразу после своих спектаклей! При этом некоторые отзывы были в стихах (спасибо восьмикласснице-корреспонденту из Санкт-Петербурга)! Но больше всего удивила газета, посвященная самому последнему спектаклю «Ворон» К.Гоцци (Спб): её зрители увидели уже при выходе из зала! Как это получилось – маленькая тайна редколлегии. В итоге за короткие два с половиной дня фестиваля ребята выпустили ШЕСТЬ стенгазет – по одной на каждый спектакль плюс газету, посвящённую мастер-классам! Браво!

Второй день завершал спектакль ребят из Самары — «Слуга двух господ» Гольдони. В эксцентричную историю восьмиклассники привнесли разнообразные собственные умения. Не в каждом спектакле так мастерски фехтуют. Причем, девочки. Наверное, редкий восьмиклассник сможет повторить и кульбиты Труффальдино. Не часто встретишь такой выразительный голос, как у исполнительницы роли Смеральдины. Очаровательная улыбка Бригеллы была вообще неподражаема. Не в каждом классе найдется столько умеющих жонглировать ребят. Поэтому в сцене обеда, когда жонглирует вся группа, летающая «еда» смотрится убедительно и по-театральному «аппетитно». Пение всей труппой музыкальных номеров получилось, если и не везде слаженным, но было дружным, видно, что ребятам музыка нравится.  Как рассказала Галина Михайловна – их музыкальный руководитель и замечательный музыкант – это потому, что все, как и она сама, учили музыку спектакля на слух, без нот.

Конечно, мы, школьные учителя, уже привыкли, видя школьные постановки, ловить себя на желании что-то подправить, изменить. Некоторые места и здесь давали такой повод. Но когда после представления выяснилось, что это была ПРЕМЬЕРА (!), «собранная» воедино уже здесь, в Москве, все мелкие претензии отпали сами собой. Оставалось только «снять шляпу» перед мужеством исполнителей, решившихся фактически создать спектакль на чужой сцене! Пожелаем нашим дорогим самарцам «довести» сценическое действие  до лёгкости и изящества, так подходящих стилю Гольдони, и представить его у себя в городе во всём блеске. Несомненно, что для этого у них есть все возможности! Верю, что занятия фестиваля им тоже в этом помогут.   

Последний фестивальный день оказался предельно насыщенным. Мастер-классы теперь касались самих основ актерского мастерства и проходили как настоящий актерский тренинг. Ребята занимались с таким азартом и нарастающим интересом, что время пролетало незаметно. А высокий эмоциональный «градус» работы подтверждали аплодисменты в конце каждого занятия в благодарность мастерам, сумевшим своим умением вдохновить ребят и раскрыть каждому его новые возможности.

Короткий спектакль-зарисовку по рассказу О’Генри «Пурпурное платье» показали ребята из Воронежа. В инсценировке простого и трогательного сюжета ребята старались передать дух эпохи начала 20 века. Может быть, поэтому обращало на себя внимание исполнителей к деталям – в одежде, к предметам быта, манере движения. Меня особенно убедил в этом смысле облик портного.
Благодаря восьмиклассникам из Санкт-Петербурга к концу наш фестиваль обрел своеобразную монументальность. Представленный ими спектакль по пьесе К.Гоцци «Ворон» был не только самым продолжительным – час сорок, но и самым разнообразным по средствам выражения. Ребята использовали интересный свет, костюмы, музыку, танцы, подвижные декорации, дым. «Монумент» был и частью действия: главный герой в конце каменеет, превращаясь в статую. Ребята не только проделали колоссальную работу, но и достойно представили ее публике.
После спектакля одна из его участниц подошла ко мне сказать, что у них есть и другие исполнители главной роли. Я поинтересовался, почему же на роль самого мужественного из персонажей они выбрали, судя по программке, трёх … девочек? Она посмотрела на меня поверх своих очков и говорит: «Вы видели, сколько тут текста? Ну вот, никто из мальчиков не взял на себя такую ответственность». При этом нужно сказать, что в других ролях – характерных: Панталоне и Тартальи – мальчики были великолепны.

Фестиваль, так недавно начавшийся, стремительно подходил к концу. На заключительном кругу каждая команда получила в подарок настоящую венецианскую театральную маску. Заключительная викторина помогла вспомнить новые театральные термины. С большим отрывом в ней победила команда из Самары. Затем все обменялись творческими подарками. Ответили на три вопроса анкеты. Вот некоторые выдержки из нее.

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале? Мастер-классы! Это действительно было круто. А ещё я познакомилась с множеством людей и подружилась с ними. Что было самым трудным? Убрать ощущение стеснения при выполнении некоторых заданий. P.S. И держаться подальше от красивых парней. Твои пожелания: Ещё больше мастер-классов. Встречи с известными актерами. И продлить фестиваль (хотя бы до 1-2 недель). (Самара)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале?  Мастер-классы. Что было самым трудным? Заговорить с учениками другой школы. Твои пожелания: Всё было классно, так что – только дольше фестиваль. (Спб)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале?  Выступления всех. Что было самым трудным?  Самым трудным будет отпускать другие классы домой. Твои пожелания: Больше дней! (Москва)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале? Спектакль моего класса, для меня это было очень важно. Очень интересно смотреть на другие классы, то, как они живут, видно по их спектаклю. Что было самым трудным?  Недостаток сна. Дни были слишком насыщенными. Переварить все чувства сложно. Твои пожелания: Добавить урок рисования. Ведь в театре важны не только актеры. Важно поэтому уделить хоть какое-то внимание сценаристам, костюмерам, режиссуре, людям, которые делают декорации. (Самара)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале?  Ребята из других городов. Замечательные мастер-классы. Что было самым трудным?  Ничего.  Твои пожелания: Удлинить фестиваль на две недели и более. (Спб)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале? Спектакли с ошибками. Как актеры выкручивались. Это делало спектакли веселее.  Что было самым трудным? Сам день. В конце дня было уже трудно держаться на ногах. (Самара)

Что тебе больше всего запомнилось на фестивале? Арсений Краковский. Что было самым трудным? Не сказать ему об этом.
Что тебе больше всего запомнилось на фестивале? Нормальная еда.

Фестиваль завершился. Гости разъехались по своим городам и вернулись к текущим делам. Получился ли наш ПРАЗДНИК? Возникла ли еще одна новая традиция? Время покажет, но главное – есть, на что опереться в следующий раз, - чувство, что происходило для каждого что-то важное, ради чего стоит приезжать, встречаться. Чувство, что мы вместе, что трудно ищем, но иногда точно находим и что всем нам очень и очень нужно учиться – и ученикам и учителям.
И еще, что театр – жив!

От имени оргкомитета фестиваля выражаю большую благодарность Николаю Александровичу Буйнову за типографские чудеса; Анне Анатольевне Скворцовой и ее помощнице Лидии Федосеевне Фокиной за чудесную еду; Виктории Юрьевне Немчик за самоотверженный труд в пресс-центре; Елене Леонидовне Строгановой и родителям восьмиклассников за организацию чайных пауз; Семье Краковских – Геннадию, Марии и Арсению, Наталье Валуевой, Софии Звоновой за духоподъёмные мастер-классы.
От своего имени благодарю человека, вынесшего на плечах всю организацию фестиваля от идеи до воплощения – Случ Галину Викторовну.

М.Л.Стародубцев

 


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35