RUSENGDEU
Проект родительского сообщества
Ритм года

Безопасность в социальных сетях

Козлов Г.А., учитель информатики 

 

Согласно информации, размещенной в Википедии, социальная сеть это - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Начало бурному развитию социальных сетей положил портал Сlassmates.com, который оказался первой ласточкой. Позже, в 2003-2004 годах появляются такие сети как LinkedIn, MySpace и Facebook. Там же мы видим предположение, что «владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение». Вместе с тем, социальные сети неоднородны.

Можно выделить несколько видов социальных сетей:

Также существуют и иные основания для классификации социальных сетей.

Социальные сети на данный момент времени остаются очень популярными среди аудитории, которая принадлежит разным возрастным группам. Вместе с тем, наиболее уязвимой является группа школьного возраста, что связано не только с желанием самовыражения, но и с недостатком жизненного опыта, пренебрежение опасностью, недооценивание возможных рисков.

В последние годы в России тема безопасности подростков в сети Интернет стала активно обсуждаться, что дало возможность выявить некоторые характерные угрозы, что, практически, в полной мере характерно и для социальных сетей, как объективной реальности Сети.

К числу таких угроз относят:

К сожалению, «традиционными» считаются такие угрозы, как сексуальное насилие и употребление наркотиков, связано это, в первую очередь, с тем, что эти угрозы характерны и для «реальной жизни» школьника. Более уверенные в себе полльзователи Сети, из числа родителей, также включают в этот перечень и вирусную угрозу.

Увы, но такой ограниченный перечень, к сожалению, не охватывает всего спектра того негативного контента, который окружает подростка. Общую картину по угрозам и борьбе с противоправным контентом можно получить на основе отчетов о деятельности «Горячей линии» по борьбе с противоправным контентом в сети Интернет Центра безопасного Интернета в России. Я постараюсь остановиться только на социальных сетях и проявлениях угроз в них.

Что такое аккаунт пользователя в социальной сети?

 

В связи с этим важно показать подростку, что опираясь на эти общедоступные сведения любой человек может получить практически полную информацию о пользователи сети. Наглядным является пример, когда взрослый человек, например учитель, анализируя профиль пользователя, выявляет те сведения, которые школьник о себе прямо не писал, основываясь только на общедоступной информации. На мой взгляд, здесь важно воспитание чувства privacy – ответственности за себя, свое личное пространство, в том числе пространство информационное. Подросток должен очень четко понимать, какую информацию, в каком объем и в каком сочетании можно размещать в социальной сети. Здесь важна активная роль школы, учителя, классного руководителя в общении с родителями. Можно проводить аналогии, рассказывать негативные случаи. Итогом может стать выработка некоторых табу на размещение той или иной информации в социальной сети ребенком например, домашнего адреса и телефона, фотографий определенного рода. Важно, чтобы родитель, учитель, имели ненавязчивый доступ к профилю ребенка: хотя бы в режиме просмотра персональных данных, друзей, интересов. Как показывает практика, ученики до 10-11 классов активно добавляют профили своих учителей к себе «в друзья»; такую ситуацию надо использовать для мониторинга сетевой активности ребенка.

Еще одним шагом, со стороны школы, может стать тематический урок обществознания, посвященный изучению основных моментов Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных». Это приобретает актуальность в свете подготовки данных перед ГИА и ЕГЭ, участии в олимпиадах, когда ученик ставит свою подпись под разными документами.

Третий шаг, в этом комплексе мер – развенчать миф об анонимности в Сети. Большая часть школьников уверена, что при совершении того или иного негативного действия, они останутся неизвестными. В Интернете сейчас достаточно инструментов и инструкций по созданию противоправного контента, вирусов, фальсификации страниц известных социальных сетей. Подросток, пользуясь такими инструкциями, может преступить закон, и в таком случае от его «анонимности» не останется и следа.

Если первым аспектом вопроса является безопасность персональных данных, то вторым – противоправный и негативный контент. По оценкам специалистов, самая действенная схема взаимоотношений в этой ситуации: построение доверительных отношений между родителем и ребенком, учеником и родителем. Ребенок должен знать, что при возникновении сложностей в сетевом общении, он может обратиться за помощью к взрослому.

Размещение подростками личных фотографий сексуального характера является частью взросления, попыткой самовыражения, актом того, что ранее было запрещено, вместе с тем они хотят получить оценку окружающих. Здесь надо выяснить, осознают ли подростки провокационный характер таких фотографий; совершались ли другие действия, кроме размещения личных фотографий (например, встреча с виртуальными знакомыми); обсудить, какие угрозы могут появиться в этой ситуации.
Психологи указывают на то, что такие беседы должны проходить в спокойной обстановке, чтобы приблизить ребенка, а не создать дополнительные преграды.

Третий аспект безопасности в социальных сетях связан с распространением вирусов, которые могут нанести ущерб информации или компьютеру пользователя.

Социальные сети в школе: быть или не быть? Для отвлечения подростков от тех кладезей негативной информации, которые есть в социальных сетях, можно поставить фильтры, заблокировать доступ в Интернет и выдернуть компьютер из розетки, но порой бывает проще сделать шаг навстречу подростку-ученику. Практически в 100% случаев известна социальная сеть, наиболее популярная в том или ином классе, в том или ином регионе: учитель имеет возможность создать сообщество в этой сети, посвященное своему предмету или изучаемому в данный момент вопросу. Обычно функционал социальной сети позволяет прикрепить к сообществу фотографии, видеоролики, ссылки на ресурсы в Сети. Таким образом, у подростка создается, пусть небольшое, поле позитивного контента. Социальную сеть можно использовать и при ведении проектной деятельности, фиксации и планировании результатов.

Ученики Москвы сейчас вовлечены во множество сетей образовательного характера: электронный дневник, системы дистанционного обучения, системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. При этом складывается ощущение, что порой разработчики этих систем делают все возможное, чтобы отторгнуть детей от своих изобретений: откровенно недружелюбный интерфейс, десятки логинов и паролей, откровенно устаревшие технологии. Вместе с тем, добавление возможности входа в образовательную сеть, используя аккаунт популярной социальной сети, позволит увеличить посещаемость таких образовательных ресурсов.

Публикации, раздаточный материал, который сейчас готовится и выпускается рядом компаний, должен быть ориентирован на разные возрастные группы, с соответствующим графическим и дизайнерским решением.
При работе в социальных сетях, в том числе и в учебных целях, важно обращать внимание учеников на инструменты, ограничивающие нежелательный контент, систему модерации, регулирования приватности, возможности пожаловаться или отключить нежелательный контент.
Использование систем фильтрации в школе должно быть здраво взвешено: многие школьники сейчас выходят в Сеть с мобильных устройств, и необязательно через локальную сеть школы.

Изучение инструментов, предоставляемых в Сети, сейчас важно начинать как можно раньше: в первую очередь с социальных сетей, блогов, а затем уделить внимание торрентам, чатам, почте.

Доверие, открытость, сотрудничество – те принципы, которыми должны руководствоваться учителя, выстраивая свои отношения с подростками в информационной среде.

 

Подводя итог, хочется отметить, что в социальных сетях существуют примерно те же угрозы, которые окружают ребенка и в реальном мире, но в мире виртуальном их уровень нивелируется, некоторыми угрозами пренебрегают; часто отсутствуют навыки безопасной работы, пользователи не знают куда и в каком случае можно обратиться; требуется активное включение педагогов, родителей, самих подростков в обсуждение проблем безопасного Интернета; стоит отходить от использования зарубежной статистики по этим вопросам и накопление отечественной статистики по понятным адекватным критериям, что позволит наиболее эффективно реагировать на возникающие угрозы.


Партнеры
Школы
Вальдорфская Педагогика История
Школы
Анатолий Пинский Школьный Видеоархив Школьный Фотоархив
2014. Проект родительского сообщества. Московская Вальдорфская школа им. А.А. Пинского. 115093, г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35