Положение о психологической службе
Положение о психологической службе в средней школе №1060
Необходимость деятельности психологической службы определяется несколькими факторами.
Во-первых, современная ситуация образования характеризуется разнообразием подходов к обучению и развитию ребенка. Каждый из этих подходов должен сопровождаться психологическим мониторингом с целью получения объективной картины развития и обучения ребенка.
Во- вторых, существует определенный круг проблем, с которым сталкивается школьный педагогический коллектив в процессе своей работы:
- логопедические – различные недостатки развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, который играет ведущую роль при изучении иностранных языков, недостатки звукопроизношения, общее недоразвитие речи, слухо-речевой памяти и т.п.;
- различным уровнем готовности к школьному обучению – функциональной готовностью (несоответствие степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций задачам обучения), недостаточное развитие произвольной сферы, несформированность дошкольных видов мышления, низкий уровень развития познавательной потребности, мотивации;
- поведенческие проблемы различного характера;
- необходимость работы с семьей.
Очерченный круг проблем показывает, что они могут быть решены только посредством взаимодействия различных специалистов между собой с обязательным активным участием семьи.
1. Общие положения
1.1. Психологическая служба, в дальнейшем «Служба», является структурным подразделением ГОУ средней общеобразовательной школы №1060
1.2. Психологическая служба создается в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития учащихся. Ее деятельность направлена на гармонизацию микросоциальной среды ученического, педагогического и родительского коллективов, сохранение психического и социального благополучия детей.
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется Законом «Об образовании», Уставом школы, настоящим Положением.
1.4. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед являются членами педагогического совета, входят в состав научно-методического совета школы, совместно с администрацией организуют работу психолого-педагогического семинара.
1.5. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед строят свою деятельность в соответствии с годовым и перспективными планами работы школы.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании детей и подростков.
1.7. Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и уч-ся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.8. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед подотчетны заместителю директора школы.
1.9. В состав психологической службы входят два педагога-психолога, логопед, социальный педагог их функционал определяется директором школы.
2. Основные задачи психологической Службы.
Основным направлением деятельности Службы является психологическое сопровождение учащихся 1-11 классов на основании индивидуального подхода к личности школьника.
Диагностика:
2.1. Проведение мониторинга психического развития учащихся 1-ого, 3-ого, 6-ого, 9-ого и 11-ого классов с целью прослеживания динамики умственного развития и оказания необходимой консультативной помощи и поддержки родителям, педагогам и учащимся.
2.2. Результаты проведенных психологических исследований представлять в письменном виде в форме отчета, к которому прилагается сводная таблица данных.
Коррекция:
2.3. На основании результатов психологической диагностики проводить комплексные развивающие (коррекционные) индивидуальные и (или) групповые занятия с учащимися начальной ступени и первого звена средней ступени обучения в рамках общей психологической поддержки учебного процесса в соответствии с этапами школьного обучения и учебными планами. Все виды коррекционной (развивающей) работы проводятся только с согласия родителей по плану согласованному с администрацией школы.
Консультация:
2.4. Проведение индивидуальных консультаций родителей с целью содействия семейному воспитанию и познанию индивидуальных особенностей учащихся.
2.5. Проведение индивидуальных консультаций учащихся. Обеспечение психологической поддержки воспитанников при выборе жизненного пути и рода профессиональной деятельности.
2.6. Проведения консультаций педагогов по результатам психологического обследования учащихся.
Методическая и пропедевтическая деятельность:
2.7. Повышать уровень психологической культуры педагогов, родителей, воспитанников.
2.8. Участвовать в работе педагогических советов школы – подготовка сообщений о психологических особенностях развития ребенка на разных этапах обучения.
2.9. Участие в работе методических объединений по ступеням школьного обучения.
2.10. Оказание помощи родителям, педагогам в познании индивидуально-психологических особенностей детей и в организации образовательного процесса с учетом выявленных особенностей.
2.11. Оказание помощи администрации колы в оценке состояния образовательного процесса и выработке рекомендаций по его совершенствованию.
3. Основные функции Службы.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
3.1. Выявляет и анализирует психологические факторы, влияющие на успешное овладение учащимися учебными программами
3.2. Разрабатывает предложения по совершенствованию форм и методов образования
3.3. Осуществляет консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания
3.4. Проводит развивающую, коррекционную, профилактическую работу с учащимися по преодолению интеллектуальных и личностных отклонений
3.5. Проводит диагностические исследования
3.6. Участвует в проведение психолого-медико-педагогического консилиума
3.7. Создавать и развивать собственную методическую базу: формировать банк информационных данных по классам, методам диагностики и коррекции
3.8. Участвует в проведении мероприятий по повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей
3.9. Участвует в работе Научно-методического совета школы, методических объединениях, педагогических советах
3.10. Соблюдать профессиональную этику
4. Права и обязанности Службы
Сотрудники психологической службы обязаны:
4.1. Руководствоваться Кодексом психолога, настоящим Положением.
4.2. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
4.3. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы.
4.4. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах профессиональной компетенции.
4.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, учитывая социальные условия, а также соблюдать нейтральность позиции психолога.
4.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
4.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.8. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы.
Сотрудники психологической службы имеют право:
4.9 Осуществлять планирование своей деятельности в соответствии с программой развития школы
4.10 Вносить предложения на основе психологических исследований по совершенствованию учебного процесса
4.11 Проводить экспертную оценку экспериментальных образовательных программ
4.12 Изучать опыт в организации психологической службы других школ
4.13 Повышать квалификацию в соответствии с планом
4.14 Присутствовать на уроках и дополнительных занятиях, знакомиться с документацией учреждения, проводить психолого-педагогическую диагностику по запросу со стороны администрации, педагогов, родителей
4.15 Проводить коррекционные и развивающие мероприятия в течение учебного дня с согласия родителей
4.16 Привлекать к работе психологические службы, специалистов вузов и научных учреждений
4.17 Участвовать в наборе учащихся в 1 и 10 классы
5. Управление Службой
5.1. Руководство и непосредственный контроль за деятельностью службы осуществляет заместитель директора школы.
5.2. Руководитель Службы несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на службу задач